Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
...сказал нам сегодня физкультурник. Не правда ли, интригующе?
Мифология вообще прёт изо всех щелей и иногда выскакивает, как командор из шкафа (по дороге к метро действительно стоит магазин, на котором так и написано: "Шкафы. Komandor"). То в столовке меня осенило, что Филипп Испанский и его Изабелла — абсолютные архетипические Аид и Персефона. Просто идеально воплощённые, так не бывает.
То на истории вот вспоминали Проппа и Курочку Рябу. В частности, педагог высказала идею, что мужчина в инициатической истории уходит в царство мёртвых и возвращается, а женщина всегда только проходит по границе. Типа, до Бабы-Ягы дойдёт — а потом назад!
А как же сказка про Финиста Ясна Сокола? Там вполне себе загробный поход... Вторым делом вспомнилась "Снежная Королева", хоть и авторская. Друзья, кто как думает? Уходят женщины в костяное царство? Ведь бывают же шаманки. Или женская инициация базово не предполагает никаких глубин и высот? А кто помнит какие сказки с женской инициацией?
Что-то ещё хотела рассказать, но уже не помню, что. Перенервничала и поэтому устала, не хочу ничего читать и смотреть, и всё из рук валится. Левая нога по-прежнему болит — не намёк ли это на то, что я делаю что-то недоброе..?)))
Мифология вообще прёт изо всех щелей и иногда выскакивает, как командор из шкафа (по дороге к метро действительно стоит магазин, на котором так и написано: "Шкафы. Komandor"). То в столовке меня осенило, что Филипп Испанский и его Изабелла — абсолютные архетипические Аид и Персефона. Просто идеально воплощённые, так не бывает.
То на истории вот вспоминали Проппа и Курочку Рябу. В частности, педагог высказала идею, что мужчина в инициатической истории уходит в царство мёртвых и возвращается, а женщина всегда только проходит по границе. Типа, до Бабы-Ягы дойдёт — а потом назад!
А как же сказка про Финиста Ясна Сокола? Там вполне себе загробный поход... Вторым делом вспомнилась "Снежная Королева", хоть и авторская. Друзья, кто как думает? Уходят женщины в костяное царство? Ведь бывают же шаманки. Или женская инициация базово не предполагает никаких глубин и высот? А кто помнит какие сказки с женской инициацией?
Что-то ещё хотела рассказать, но уже не помню, что. Перенервничала и поэтому устала, не хочу ничего читать и смотреть, и всё из рук валится. Левая нога по-прежнему болит — не намёк ли это на то, что я делаю что-то недоброе..?)))
Я бы говорила, что женщина - это почти априори существо изначально связанное с сакральным миром. Женское существо чаще всего медиатор границы - отсюда женщина-смерть, женщина-война, женщина-королева-подземного мира, женщина-хаос и, да, женщина-земля.
Но долгая это телега, и я не готова сейчас ее разворачиват =_=
Но как же быть с такими обычными девами, как та же невеста Финиста (не помню, как зовут, Машенька типа?) или Герда? В них сакрального ничего нет. Впрочем, Машенька-или-как-там-её знает, что есть такой Финист и знает, как его приманить, раз пёрышко просит...
А вот Пётр и Феврония... не знаю
В глазах структуры Герда и Иванушка-дурачок равны. Читай Кэмпбелла и Юнга, узнавай много нового
А женщина, да, всегда на той стороне либо на границе. Я не знаю, откуда ваш препод вычитала обратное, это делает мне боль, но, возможно, у нас с ней разные источники и теории. Тащемта, я как раз и занимаюсь женскими образами в мифологии, обращайся, когда мозг не будет жидким - мой сейчас такой же
Думаю, ещё продолжим разговор
Яга и Кащей - нечисть, конечно, но имеют право на гендерные признаки, мне кажется
А вот принцессы, спасаемые от драконов, - их же, получается, с той стороны надо вытаскивать?) Рапунцель опять же.)
профанную обитаемую землю.Женщина, отсюда, существо сакрального хаоса, потому что от союза с ней появляется возможность построить дом (десакрализировать пространство).
Сакральное пространство, хаос, - "та сторона".
ПрофитЭто уже "Священное и мирское" М. Элиаде
к центру землив колодец - это еще какой тот свет, не говоря уж о том, что героине приходится Метелице помогать - снег на землю сыпать, к примеру. И действительно женщина-то как раз почти все время ЗА гранью. Это первое, что пришло в голову, а вообще таких моментов в сказках - вагон и маленькая тележка.P.S.: Пардон, что так "вовремя" - редко захожу на Дайри.ру.
Пардон, что так "вовремя" - редко захожу на Дайри.ру.
Камментить можно когда угодно
А вот, кстати, я совершенно не в курсе, что остальные столпы говорят по поводу Яги...
"...Некогда у славян был обычай посылать детей в лес к ведьмам и ведьмакам. Здесь важно прояснить кто такие ведьмы и ведьмаки. Это не колдуньи и маги. Это обычные люди, которые живут в одиночестве. Женщины, в основном, старые девы. Но главное что эти люди ведают, т.е. знают то, что может быть скрыто от обычных людей. Зачастую, ведуны обладали даром предвидения. Само слово «ведать» происходит от древних славяно-арийских книг знаний названных Ведами. Так что водили детей не к колдунам и колдуньям, а к знающим членам общины. Но в чем же суть и смысл обряда? Детей оставляли в лесу для взросления - «превращения» из ребенка во взрослого человека. Дети должны были прожить в изоляции от общества определенное время (у разных исследователей срок обряда различен) и в помощь им были только ведьмы и ведьмаки. Ребенок должен был научиться жить взрослой жизнью. Девушки убирать по дому, следить за скотом. Юноши охотиться и правильно обращаться с женой. От сюда и те сказочные сюжеты в которых детей выгоняли в лес, где они работали у бабы-яги или Морозко. А в некоторых сказках просто у бабки с дедом. Но эту версию напрочь отвергают многие старообрядцы и даже некоторые ученые..."
Из другой статьи:
"...Согласно реконструкции А. Андреева, Баба-Яга припекает детей в печи, изгоняя некую хворь (собачью старость), «ягать» — диалектное «орать при родах». Яга — повитуха, которая посвящает дитё «в люди». Из существа среднего рода дитё становится ребёнком определённого пола. Погружая дитё в печь, Яга перерождает его человеком.
Считается, что именно Макошь изображена на русских вышивках между двух лосих-рожаниц, иногда даже с рогом изобилия или рогами — символом плодородия. Кстати, характерный женский рогатый головной убор — турицу — ещё в XIX в. носили на народных праздниках. Как следствие хтонической природы богиня имеет непропорционально большую голову на изображениях. Возможно, Макошь является образом древнейшей Богини-Матери, наследницей «неолитической Венеры»...
От себя могу добавить, что это объясняет жуткие рассказы о том, что Баба Яга может детишек в печке изжарить, а может и отпустить. Инициация-то по сути и означает, что испытуемого сначала символически убили, а потом воскресили. Да даже то, что Баба Яга - фигура на полдороге не мешает образу хозяйки леса - Бабой Ягой часто называют очень разных персонажей.
А печь - да, она сама по себе модель мира. И детей грели в печи) Как в инкубаторе