попытка анализа =)Собственно, зачем я полезла читать "Гамлета" и о "Гамлете". Меня сподвиг небольшой спор с Lontananza Disperata, которая убеждала меня, что Гамлет любит Офелию и вынужденно отталкивает её от себя, чтобы обезопасить. На самом деле такая точка зрения вполне здрава и имеет место быть, но я, очевидно, слишком не люблю Гамлета - бейте меня за это, - и у меня такая идея не вызывает доверия. Я обещала полазать по переводам и заглянуть в оригинал. Пока что у меня перед глазами перевод Лозинского, которому в смысле точности вполне можно доверять.
Офелия не упоминается вовсе до первого своего появления. В т.ч. её никак не упоминает Гамлет. С определённого момента ему становится не до того, но всё же автор, по идее, мог бы дать нам затравку на тему Гамлетовой любви.
(Мне почему-то вспомнился "Отелло" и мнолог Яго, когда он сам с собой говорит о своих подозрениях: что "мавр между моих простынь мою нёс службу". Случай совсем другой, но мотив дан. Пример из "Р. и Дж." даже приводить не буду, там все предлагаемые обстоятельства сразу заявляются, чтобы зритель понял. Вообще интерес Шекспира заключался не в том, чтобы всё запутать (см. историю про "старшего принца Гамлета"), а в том, чтобы всё было ясно даже галёрке.)
При первом появлении Офелии и начинает играть тема их отношений с Гамлетом. Но также опять начинает звучать тема лжи, которая встречается в пьесе повсюду. Вообще Шекспир, как полагают, неоднозначно относился к красноречию - если Ромео и Джульетта ещё говорят о своих чувствах ярко и поэтически, то постепенно умение красиво говорить переходит к "злодеям" (это довольно условное деление в нашем случае, но согласитесь, что Яго совсем не положительый персонаж ), а у "героев" постепенно исчезает и доходит до демонстративного отказа Корделии говорить. Гамлет же не изворачивается, а говорит правду, - пользуясь статусом безумца.
Итак, он "с вежеством" излагал Офелии свои чувства (тогда, до трагедии, он ещё любил говорить красно?). Полоний коментирует рассказ дочери в весьма насмешливом тоне - "Силки для куликов!" и пр. Это тоже встречается у Шекспира, который особым идеализмом не страдал, - и не только когда у него начался чёрный период трагедий, а, например, в последней его комедии "12-я ночь": Завтра ненадёжный дар... Юность рвущийся товар" и пр. (почти что: "Ты девушкой к нему войдёшь, не девушкою выйдешь").
Опять же - ценность красивых уверений в пьесах Шекспира к моменту написания "Гамлета" уже понизилась.
Кроме того, что принц красиво ухаживал за Офелией, о нём сказать ничего нельзя. О девушке можно сказать, что она под сильным впечатлением от этих ухаживаний. "Только и всего?" - переспрашивает она на уверения Лаэрта в мимолётности чувств Гамлета. Она пытается защищать принца перед Полонием - "Он о своей любви твердил всегда / С отменным вежеством". Но, будучи не Беатриче и тем более не Катариной, а робкой и послушной девицей, эдакой ещё не украденной Персефоной (привет архетипам! ), она "не знает, что и думать", когда отец прямо спрашивает её, верит ли она увереньям Гамлета, и отвечает "Я буду вам послушна, господин мой" на его приказ не общаться больше с принцем.
Итак, судя по всему, принц слегка приволокнулся за девушкой, а умный Полоний, видя, что из этого ничего хорошего не выйдет, делает всё, чтобы свернуть отношения между своей дочерью и Гамлетом. Эта любовь чревата только бесчестьем, потому что Офелия Гамлету не ровня. Иначе Полоний совсем по-другому бы засуетился.
Следующее появления Офелии происходит, - внимание! - после сцены с Призраком. Гамлет уже решил притворяться безумным и заставил своих друзей покляться хранить тайну. Таким образом, его появление "в спущенных чулках" и пр. - продуманный манёвр. Девушке, возможно, даже приятно думать, что он безумен от любви к ней - по крайней мере, она с готовностью соглашается с этой трактовкой, предложенной Полонием.
Очевидно, Гамлет воспользовался неудавшейся любовной связью как мотивом для своего мнимого безумия. Поведение его, описаанное Офелией, выглядит как откровенный наигрыш - долго смотрел, вздохнул с тоской и ушёл, оглядывая на неё и "свой путь находя без глаз". И это Гамлет будет себя так вести с любимой? Это именно что поведение в образе безумца, в котором он теперь существует при дворе. В незастёгнутом камзоле, в спущенных испачканных чулках, бледный, как привидение, - это же просто непристойно! Это именно что продуманное явление в новом образе, эпатаж.
Далее мы имеем странное письмо принца к Офелии, над которым исследователи бьются по сию пору. Существует мнение, что письмецо накропал Полоний, но у меня это вызывает сомнения - давайте не будет плодить лишние смыслы, а посмотрим в текст, держа в уме то, что автор хотел ясности, в отличие от некоторых современных интерпретаторов. Если бы письмо было поддельным, Полоний сказал бы нам об этом в реплике а парте, - Шекспир относительно чьих-то козней никогда не оставляет туманностей. Однако что касается авторства Гамлета - постоянно говорят не только о том, что наш утончённый принц такого пошлейшего письма не напишет, но и о том, что Офелия ведь возвращала все его письма и подарки после приказа отца. Позволю себе предположить, что это письмо написано уже после явления Гамлета в образе безумца и, с учётом его мнимого помешательства, Офелия почла за лучшее передать письмо Полонию. Ведь дело-то серьёзное - не просто любовь, а помешательство наследниика престола!
Итак, этот ужасно пошлый, откровенно издевательский текст написан также в образе "безумного от любви".
При этом есть всё же одна странность - Полоний сразу говорит Офелии, что нужно пойти и сообщить обо всём королю. Или письмо было прислано сразу после появления безумного Гамлета, - не успели они, что называется, за порог выйти, - и дополняло выходку принца, чтобы в его безумии и причинах этого безумия уже никто не сомневался, или здесь можно подыскать какое-то другое объяснение. НО! Так или иначе, у Полония не было времени состряпать подделку. Да и зачем ему надо, скажите мне на милость? Где об этом сказано хоть пол-слова? Слловом, не будем тратить на это время.
Текст письма "приукрашенной Офелии" ничего не говорит о любви Гамлета к адресату. А уж подпись "твой, пока этот механизм ему принадлежит"... Гамлет и дальше будет много и недобро шутить на тему разврата - и в разговоре с Офелией позднее (когда рекомендовал ей отправиться "в девичью обитель", то есть в публичный дом, да и само обращение "нимфа" о многом говорит), и в сцене "Мышеловки", когда она будет двусмысленно пикироваться с нею.
Я хочу разобрать все эти моменты подробней, но будет ли это кому-нибудь интересно? Продолжать ли убийство романтической линии, - а, может, всё же не убийство, кто знает, - надо ли это кому-нибудь?