По зомбоящику шёл "Горбун" 59-го года. Я была знакома с Горбуном-97 (Где Отёй в главной роли), когда-то с ним точно так же случайно пришёл невод, и то кино мне понравилось, насколько я его помню. А что касается этого, то мы, смотревшие, просто дружно разомлели. Что за прелесть эти сказки!
Во-первых, самое главное в кино - плёнка, а самый главный человек - оператор. Фильм 97-го года (опять же, оговорюсь, насколько я его помню) создавал ощущение "реальной реальности", с милым моему сердцу мрачноватым оттенком, но сюжет-то, по сути, был тот же - то есть довольно дурацкий, - а делала всё цветовая гамма! Фильмы же описываемого времени, - что Горбун-59, что эпопея об Анжелике (целиком я это не смотрела, честно признаюсь, но какой приличный человек не знает хотя бы одно кино про Анжелику? ), что "Граф Монте-Кристо", да и вообще вся когорта приключенческих фильмов, - несут на себе стигму тогдашней плёнки, которая любое историческое кино делает цирком шапито. Даже если бы отвратительная героиня не бегала перед балом с платьишком в руках, которое потом внезапно оказывается бальным нарядом с гигантским кринолином, даже если бы народ не рубался так пафосно на шпагах, даже если бы... ох, даже если бы не сюжет - ведь и с такой клюквой можно сделать что-то похожее на правду. Как-никак, правда художественная - не то, что правда историческая или бытовая, но как раз блондинистый парик Анжелики и точно такие же волосы здешней героини Авроры своей ужасающей пошлостью душат всякую правду искусства на корню.
На такой плёнке хорошо было снимать комедии! (так Юннебель потом и снял гениальных "Фантомасов".) Может, и комические актёры к этому располагали - собственно говоря, мы и повелись на комическую сцену, с которой случайно начали смотреть фильм. Да и как всегда получается в книжках и фильмах средней руки - живыми выходят только второстепенные персонажи, которые, как правило, служат для весёлых целей. А в качестве главных героев мы имеем а) мерзкий парик и белое платье, а между ними располагается мордочка, которая, что обидно, не является даже смазливой, и б) Жана Маре. По второму пункту понятно, почему по первому пункту такой ахтунг Чтобы удовлетворить зрительниц. Впрочем, может, эта рожица и тотальное отсутствие мозга считались тогда неотразимыми... но я как-то склоняюсь к первому предположению, уж такая специфика. Впрочем, тогда и Жан Маре считался красавцем... У меня, наверное, выродился вкус, что я его даже как актёра с трудом воспринимаю из-за его типажа... Но... Впрочем, у меня есть к нему претензия безо всякой вкусовщины - он не удостаивает любить героинь, которых обязан любить по сценарию. Ну да, они женщины. Более того, они дуры. Но он-то - актёр или где?
Экшн он, конечно, устроил. Но даже экшн этот был поразительно уютен, домашен и забавен...
А, впрочем, что это я, вот, у Юнны Мориц лучше всего по этому поводу сказано:

В старых фильмах – наивные люди,
В старых фильмах – наивные власти,
Представленья наивны о блуде,
Представленья наивны о страсти.

Там наивные пушки грохочут,
Там злодеи наивно жестоки.
В старых фильмах – наивности почерк
Оставляет предсмертные строки.

Там расцветы наивных империй
И восстанья наивных колоний,
Там наивных полно суеверий,
Там наивны уран и плутоний.

Там наивны кровавые битвы,
Там наивны коварные игры,
В старых фильмах – наивные бритвы
И наивных наркотиков иглы.

И с улыбкой глядим превосходства
Мы на эту наивную живность,-
Зная страшную силу господства,
Что угробила нашу наивность.