Вчера с опозданием на сто лет посмотрела, наконец, "Аватар" .
Честно говоря, для меня одним из показателей шаблонного сценария является любимый Голливудом сюжетный поворот: герой признаётся в чем-то, его все считают предателем, отвергают, ну, а потом почему-нибудь начинают верить снова. В "Аватаре" этот любимый поворот есть, также нет нехватки и в нехороших военных, и в грубой, но доброй тётеньке, в данном случае учёной, которая смолит сигареты, и угнетённые массы тоже тут... Вообще сценарий явно скопирован с диснеевской "Атлантиды", и персонажи те же (только доктора Миляги нет), и конфликт... Только тут в пятнадцать раз зрелищней и фантазия богаче в смысле всяких диковинных зверей, и есть два довольно больших различия по сравнению с "Атлантидой" - и, по-моему, знаковых.
Первое: главный герой - не чудаковатый учёный в огромных очках, а бывший морпех-инвалид. В каком-то смысле они оба изгои, но, понятно, что коляска - это совсем не то, что котельная музея. Однако дело не только в степени отчуждённости, а и в качественном различии - у Майло Тэтча есть Великая Мечта. Он одержимый поисками Атлантиды учёный. У Джейка Салли нет вообще ничего. "Атлантида" - история про то, как человек, которого все считали безумцем, находит свою мечту, а "Аватар", помимо прочего - история про то, как практически разрушенный человек, "чистый лист", находит мир, который в каком-то смысле его ждал. В, если так можно выразиться, идеологическом плане мне куда ближе "Атлантида", потому что в "Аватаре" мир, в котором ты только и хочешь жить, приходит тебе как внезапный подарок. Сразу тебе на голову сваливается новое тело, девушка-красавица, куча удивительных зверей и прочих чудес. В главном герое "Аватара" нет ничего индивидуального, сперва он просто воплощение сломленности, а потом - воплощение же героической борьбы. Аватарка для зрителя. История-то в первую очередь про это. Про то, как тебе, на всё махнувшему рукой, во всём разочаровавшемуся человеку Запада, вдруг найдётся что защищать. Оно тебя найдёт. А ты найдёшь себя.
Но, конечно, у Джейки богатая родословная - его родственником является, например, Шэттерхэнд из романа Карла Мая "Виннету". Молодой парень приезжает на Дикий Запад, ничего не зная о здешней жизни - ну, по ходу дела оказывается талантливым во всех местных делах типа охоты на бизонов, - опять же, место как бы нашло человека. Охота на бизонов всегда ждала тебя, мальчик!
И точно также, как герой Мая, Джейки встречается с благородными дикарями, и всё идёт по накатанной. Тут, собственно, мы подходим к "американскому вопросу". На'ви страшно похожи на индейцев, даже причёсками, не говоря уж о верованиях и прочем антураже, который слишком сильно напоминает весь корпус текстов на эту тему от романов Майн Рида и Хаггарда и до фильмов с Гойко Митичем... Злые военные и конфликт цивилизаций в комплекте.
Впрочем, не знаю, называли ли индейцы промысловое животное "братом". Мне это напомнило, скорее, Франциска Ассизского...
Но, возвращаясь к конфликту цивилизаций: бездушные земляне не понимают священности Дерева на'ви - "они могут переехать" (на этом месте невольно хочется нервно захихикать). Это конфликт веры и безверия - причём вера на'ви не особенно разъясняется, чувствуется только ностальгия по "естественному благородству дикарей", их твёрдой, нерассуждающей вере и невинности - смешение между воспоминаниями о первых веках христианства и завистью к языческому детству человечества. В XIX веке всё это тоже было, только индейцы - это уже не интересно... эти не поразить пресыщенное человечество. Дивный мир, которому грозит угроза, должен быть совсем новым, невиданным. Уничтожение бизонов и железная дорога в прериях уже не так страшно... однако создать такую историю мог только человек, который плакал когда-то об убитых белыми бизонах и связанных мустангах.
Я во время оно плакала. И, честно говоря, едва не пустила слезу, когда падало Дерево, когда на'ви отступали под выстрелами "небесных людей" - это были эпизоды, когда действительно казалось, что всё кончено. Я бы даже сказала - была надежда, что всё кончено. Очень жаль было мира Пандоры, но душа моя заранее страдала при мысли о счастливеньком финале. В принципе, он и получился - это счастливенький финал... и, ах, как водится, помэрли почти все второстепенные положительные персонажи.
И мы снова возвращаемся к теме шаблонного сценария... но мне бы хотелось поговорить про удивительную красоту и ритмику фильма. Я очень легко перенимаю ритм фильма, и потом весь мир для меня какое-то время движется в этом ритме. Вот и машины, когда я вышла из дому, двигались чуть замедленно и величественно, грозно рычали, и в их потоке была определённая гармония, какая ещё бывает, когда всё движется под музыку, и музыка придаёт каждому движению особый смысл. Вот такая вот, что называется, "эпичность" пронизывает "Аватар" от начала до конца. В конце концов, этот фильм - по сути, дневниковые записи героя, его воспоминание, даже флешбек. В его кадрах есть некая значительность, свойственная тем событиям, что остались в памяти. По крайней мере, кэмероновскую любовь ко всему масштабному я расшифровываю в данном случае именно так. К тому же, в финале проскальзывает намёк на то, что весь этот экшн станет легендой, жестой вроде "Песни о Роланде". Честно говоря, если бы я делала продолжение - "небесные люди" вернулись бы через несколько поколений после Джейка Салли, когда всё случившееся будет уже легендой... ну, как вариант
Но история ведь учит нас, что бледнолицие никогда не уходят надолго.