Один разговор напомнил мне о том, как же я люблю "Ворона" Гоцци.

В целом у него милые сказки без особых претензий, ржачные, очень театральные, словом, хорошие. Я знакомилась с ними, когда мне было лет десять, лежала на берегу речки, за речкой начинался лес, а в руках у меня была книжка. Благодать!

"Ворон", собственно, и был первой прочитанной фьябой Гоцци. И самой венецианской - потому что самой мрачной. Какой-то серой, тёмной, каменной. Ночной по атмосфере. Ни одна фьяба Гоцци не имеет такого духа, кроме, может, "Женщины-змеи", да и то...

И в целом там наиболее серьёзный конфликт. Конфликт этот потащен напрямую из сказки - принц узнаёт об опасности, грозящей его брату-королю, но, если герой кому-то расскажет, то окаменеет... И вот он спасает брата от гибели, ничего не объясняя, совершает странные и на первый взгляд жестокие поступки - и вот тут сказочный замес обретает такие хорошие реалистичные последствия, все начинают подозревать, что принц замышляет свергнуть брата и пр. Гоцци отводит трагический финал, уже буквально показав нам его - это абсолютно нереалистично и... это даже не радует. Потому что понимаешь, как, очевидно, понимал и автор, цену этого мишурного хэппи-энда, устроенного мастерским произволом. Но при этом лично я просто визжала от финального монолога злого волшебника, от этого "вот мы завершаем нашей песенкой простой" - это такое щасте, подобное которому можно испытать... ну, например, после катарсической "Тоски", когда сидишь зарёванный, а фигуранты, окровавлЕнные и всё такое, радостно выходят кланяться.

Это я всё к чему. Хорошая пьеса .