Как я обещала  Ulysses E. Tylf, разбираю вступление к третьему акту "Тоски" в интерпретации двух разных и хороших дирижёров.

Нумер первый:


Прослушать или скачать Tosca Io de sospiri бесплатно на Простоплеер

Нумер второй:



А дальше я пытаюсь описать разницу, а под грифом "оценочное суждение" делаю предположения: "что хотел сказать поэт дирижёр". Думаю, эта история будет дополняться... по крайней мере, вступление Паппано у меня здесь не до конца - я не могу пока найти целиком.

Караян

Акт начинается с темы будущего «Trionfal» – пафосно, но не жёстко. Более развёрнуто, неторопливо, чем у Паппано. Даже тема пастушка перед песенкой звучит благородно, а не мальчишески – за счёт неторопливых темпов (но вполне в пределах разумного, не заторможенно!) и тёмного тембра. В целом, главная особенность звучания – неторопливость и тёмный тембр.

Оценочное суждение. Это создаёт довольно тёмный визуальный ряд. «Как дело измены, как совесть тирана осенняя ночка темна». А замок Сант-Анджело – «встаёт из тумана видением мрачным тюрьма».

Эд, ты говорил, что тембр задаётся инструментами. Как мы видим здесь, звучать одни и те же скрипки могут по-разному. Сравни с этим же местом у Паппано.

Когда начинает петь мальчик-пастушок, видим вторую особенность: голос уведён куда-то к линии горизонта, звучит словно издалека. То же происходит с колоколами, когда начинается «картина рассветного Рима» – колокола глухие и негромкие.

В этой самой картине Рима к высоким кульминационным нотам постепенно нарастает громкость, а затем ниспадает.

Оценочное суждение. Особенности звучания создают ощущение простора – колокола и голос мальчика звучат где-то вдали. А эти ходы с громкостью придают драматизма – картина утреннего Рима совсем не мирная-спокойная. Предчувствуется тема «Э лючеван».

Когда перед началом темы Э Лючеван звучат два скарпиевских аккорда – так же подчёркнуто, неторопливо проведены, чтоб мы все услышали, что это тема барона. Бас перед темой – странно для К. – мягкий и почти неслышный, не то что у П.

И тем неожиданней неторопливое вхождение трагической темы. Басы и ударные глухие, тема разворачивается без спешки. Низы поднимаются, как волна, и не сразу исчезают

Оценочное суждение. За счёт всего этого – на теме Э лючеван начинается Апокалипсис. Чуть ли не любимый приём Караяна – надвигающийся Рок. Перед надрывным высоким ходом (в арии «Io muoio disperato») К. как бы собирает звук всего оркестра, а дальше взрыв. Чувствуется процесс, ход к этому надрыву. Как известно, даже электричка перед тем, как тронуться с места, даёт небольшое движение назад. В театре это называется «отказ». Чтобы ударить, нужно размахнуться. Вот это и делает Караян. У Паппано «disperato» более неожиданное, особенно по сравнению с общей сдержанностью.

Но я забегаю вперёд. Разберёмся с Паппано с самого начала.

Паппано

"Трионфаль" более быстрый и энергичный, а тембры более светлые. Эта особенность будет отличать запись всю дорогу – светлый тембр и чёткое звучание. Паппано не сводит всё в единую тёмную массу, как Караян, а выводит каждый штрих, каждую деталь.

Оценочное суждение. Картина более позднего утра (больше света). Сант-Анджело не тюрьма, а, скорее, военное укрепление с готовым к бою гарнизоном (боевой звук трубы вызывает такие ассоциации).

Тема пастушка звучит довольно изящно. Подчёркнуты все трели и мелодические ходы, особенно по сравнению с неторопливым движением караяновского оркестра.

Оценочное суждение. За счёт этого даётся зарисовка образа пастушка – я бы сказала, озорная, но нежная, с симпатией «нарисованная».

Пастушок звуково выведен на первый план, особенно по сравнению с Караяном. У Караяна он проходит чуть не по заднему плану, у Паппано «камера» подходит к лицу мальчика. И колокола очень ясные, хорошо слышимые, даже резковаты.

Чёткий собранный звук – узнаваемая черта Паппано. Повторюсь, у него выделен каждый штрих. К. работает на общее впечатление, П. – на детали.

Оценочное суждение. Я понимаю это так. П. не делает из начала третьего акта трагедию. Он рисует Рим не с точки зрения того, что происходит здесь с Тоской и Марио. У него жизнь идёт своим чередом. В музыке подчёркнута пуччиниевская гибкость и нежность. Скарпиевские аккорды звучат мягко и вкрадчиво, как мгновенное промелькнувшее напоминание о бароне – у К. же это почти шаги Командора.

Дальше ролик заканчивается, а я продолжаю =).

Бас, звучащий перед началом темы Лючеван, слышен яснее, чем у К. Выдержаны маленькие паузы, которые К. игнорирует, и все ходы «тише – громче». Поэтому надрыв на теме «disperato»так выраженно звучит: вдруг громко, отчаянно – и снова тихо, сдержанно. Разница ощущается ярче, чем у К. Вот и финал, который в арии «ма танто ла вита» – резко, кратко.

Оценочное суждение. Это портрет Каварадосси, так же, как тема пастушка рисовала нам исключительно самого пастушка. Здесь и его сдержанность, и его прорывающаяся сквозь эту сдержанность боль.

Таким образом, мы видим два абсолютно разных подхода к изображению Рима в "Тоске".