Видел я в отзывах на «Малефисенту», что-де всё хорошее запорото там неудачным сценарием. Сценарий действительно не айс, но там, слава небесам, есть динамика и движуха, и фильм смотрится на одном дыхании. А вот сейчас я расскажу, что такое действительно плохой сценарий.
Имеем историю, основанную на реальных событиях: больше тридцати лет некто Джозефина Моннагэн жила как Джо Моннагэн, владелец ранчо. Имеем классический вестерновый конфликт: крупная компания, скупающая деньги мелких собственников и присылающая головорезов, если собственники против. Кстати, имеем русских переселенцев. Имеем бескрайние равнины Америки, дикие края и всё такое.
Представляете, какой сюжет можно из этого состряпать? У меня просто потекли слюнки от одной идеи!
Причём можно рассказать это как историю про кроссдрессинг, если надо, хотя я почти уверен что Джо был транссексуалом, раз так долго и так успешно жил в качестве мужчины. Но это уже зависит от того, как и про что нужно снять историю. В любом случае, здесь открывается неслабый идейный пласт, интересный и сложный конфликт, увлекательная задача для сценариста, режиссёра и актёров: показ вот такой вот личности, которую не каждому легко понять, да ещё на реальных событиях, да ещё в таких декорациях.
А ещё они заимели себе Иэна МакКеллена.
читать дальшеТак вот, автор сценария и режиссёр – Мэгги Гринвалд, и это дерьмовый сценарист и так себе режиссёр, я прошу вас запомнить её имя на всякий случай. Этот человек может из конфетки сделать дерьмо.
Начнём с того, что она не определилась с тем, кто такой Маленький Джо. История открывается тем, что герой, пока ещё в женском платье, путешествует пешком с тяжёлым чемоданом. Джозефину подвозит бродячий торговец по прозвищу Голландец, и она помогает ему с делами. Однако когда компания бандитов требует девушку себе для развлечения, Голландец немедленно сдаёт её. Джозефина спасается бегством, едва-едва ускользая от этих сволочей, которые преследуют её верхами. Их так бесит, что они упустили девушку, что они принципиально её ищут, и, когда Джозефина приходит в посёлок и забредает в магазинчик, она слышит, что какие-то чуваки разыскивают «сестру», и понимает, что её не оставят в покое. Тогда она покупает мужской костюм, уродует себе лицо, оставив шрам бритвой, достаёт лошадь и едет в Руби-сити, скорее посёлок, чем город, где тусят старатели, намывается золото, много пришлых и никто не обратит на странного парня внимание.
Интересное, динамичное начало.
По ходу мы узнаём из флешбеков, как Джозефина дошла до жизни такой. Она загуляла с французистым фотохудожником, тот сделал ей ребёнка и, судя по всему, свинтил (после любовной сцены он исчезает из флешбеков тихо и бесследно). Родители выгоняют блудную дочь из дому. Джо оставляет ребёнка замужней сестре и отправляется искать заработок.
Честно говоря, чтоб додуматься перевоплотиться в мужчину в конце девятнадцатого века, вряд ли надо быть цисгендерной женщиной. Порог, отделяющий от другого пола, всё-таки очень высок. Положим, такой кроссдрессинг в стиле Виолы легче представить, чем переодевание мужчины в женщину, но это связано с тем, что мужчина, как-никак, имеет больше привилегий, менее подвержен ряду опасностей, может самостоятельно путешествовать, наниматься на службу и так далее. Переодевание мужчины в женщину чаще используется для комического эффекта, а женщины в мужчину – для драматического. Вспомнить хотя бы диснеевскую «Мулан». Оффтопом: обожаю этот мультик, в детстве на строчках песни «When will my reflection show who I am inside?» каждый раз аж плакал. И до сих пор очень эмоционально воспринимаю.
Но для такого переодевания должен быть очень мощный стимул: спасение своей жизни (Виола) или жизни близкого (Мулан). Плюс изначально неординарная, менее подчинённая правилам личность (опять же, экспозиция «Мулан», где главная героиня не может занять подобающее ей место в обществе). В нашем фильме вроде бы классический ход: девушка спасает свою жизнь и честь.
Но вот вопрос, что делать дальше. Когда обстоятельства перестают быть экстремальными, героиня стремится вернуться к нормальной для неё роли. Это интересно было показано в «Мулан», где заглавный персонаж не просто вернулась домой, она смогла стать женщиной через прохождение мужской инициации: Мулан нашла любимого, стала героиней и спасительницей Китая, успешно побыла мужчиной и с успехом состоялась как женщина. Мне эта история очень импонирует, в числе прочего, как история поиска и нахождения внутреннего мира и внутреннего стержня. Но, что важно, для сохранения внутренней силы не нужно оставаться мужчиной – женщина не менее сильна. И окончательная победа над гуннами достигается ею как женщиной. А герои-мужчины оказываются способны к победе через женское поведение. По-моему, это прекрасно.
Но что-то я отвлёкся. Пардоньте, очень хотелось поговорить про Мулан.
Так вот, наш Маленький Джо переодевается по обстоятельствам, но потом, очевидно, находит в этом что-то для себя хорошее, потому что остаток жизни живёт как мужчина. Однако тема эта не раскрыта совсем и никак.
Но если это разочарование настигает только ближе к финалу, когда становится ясно, что ничего-то нам не скажут, то другая радость подстерегает почти сразу – из-за неё я бросил ильм на середине и досмотрел только теперь, когда отключили интернет. В начале фильма есть некая динамика, как внешняя (опасности), так и внутренняя (перевоплощение в мужчину). А дальше кино обретает неторопливость, вязкость и ленивость, сюжет скачет, как хромой воробей, и смысл теряется.
Каюсь, я сам себе придумал, чего хочу, и сам разочаровался, когда не получил, но от кино, жанр которого обозначен как «вестерн», я жду всё-таки движухи и приключений. Да и начало никак не обещало тягучей медленной фигни ни о чём.
К концу фильма появляется эта самая крупная компания, пытающаяся выжить мирных фермеров. Происходят убийства. О, думаю, что-то началось. Но сам конфликт разрешается за пять минут (перестреляли головорезов), а перед этим происходит следующее: Джо, который к тому времени спас одного чувака, китайца, которого хотели повесить из соображений «чтоб не отбивал работу у белых», а потом между ними началась любовь, хочет свалить с любовником на восток подальше от ужасов, которые тут начались. При этом происходит стрёмный эпизод, когда Джо надевает платье и начинает стряпать, истерично пытаясь побыть правильной женщиной, и, когда её чувак пытается привести её в чувство, говорит: мол, сам тогда сражайся с этими бандитами.
Меня эта сцена повергла в бездны фейспалма, такие тараканы у главгера в голове.
Короче говоря, после минутной перестрелки действие перескакивает на «много лет спустя», пожилой уже Джо помирает, и его палит похоронных дел мастер. Ну, и всё, финита. Дальше отличный комический эпизод с фотографированием мёртвого на лошади (все любят стебать викторианских фотографов), а старый приятель Джо громит его дом, крича «Сукин ты сын, столько лет меня обманывал», и находит фотку друга в женском облике.
Кстати, этот чувак, Фрэнк Беджер, стоит отдельного слова – простой, как щи, прямолинейный и по-своему обаятельный, хороший получился персонаж. Когда Джо планировал продать ранчо и прогнуться под компанию, я очень сочувствовал Фрэнку, который с компанией боролся и надеялся на поддержку Джо, а тот так его подставил. Впрочем, главгер одумался.
Вообще актёры здесь достойные. Актриса, играющая Джо, достойна больших похвал, да и те, кто её на эту роль взяли, потому что белобрысая фактура, странной красотой красивое лицо, и вся манера (как она абсолютно мужским шагом идёт в платье в той фейспалмной сцене!) – это отлично. Каждый раз удивляешься, когда Джо улыбается: сие происходит очень редко и производит впечатление чуда, настолько эта улыбка солнечна и обаятельна. Как будто это за один раз выплеснулись все придержанные за три года улыбки.
Однако сценарий, господа, убил всё. Даже хорошая работа оператора не помогла. Ну да это аксиома: если из хорошего сценария можно сделать дерьмо, то из дерьмового сценария конфетку уже не сделаешь. Никак.