Читаю очередную книжку Джозефины Тэй и впадаю в ступор. Один из героев — американский еврей, композитор, пишет для фильмов, словом, типичная фигура для первой половины ХХ века. Он скрывает, где он ночевал на самом деле, и, когда ему говорят, что в никакой гостинице он не был и спрашивают, зачем он соврал, а не признался, что спал в машине, он отвечает: потому что я знаю, как поступит со мной полиция. Неважно, что там было на самом деле — просто я еврей, тем более еврей в Англии. Здесь еврея никогда не примут как своего.

Главный герой, инспектор Скотланд-Ярда, по этому поводу думает, что у мужика комплекс неполноценности. Более того, может, у всех у них комплекс неполноценности? Поэтому они и рвутся везде?

А самому диалогу предшествовало описание того композитора, постоянно сопровождаемое формулировками вроде "как у всех представителей его расы" (далее следует не очень лестная характеристика).

А потом инспектор, и, главное, автор удивляются тому, что этот композитор считает англичан шовинистами.

"Чего ты такой нервный-то? Никто же тебя не унижает. А что ты не такой как мы и хуже нас — так это факт, не надо на него обижаться".

Вчера вся эта тема всплывала в разговоре. В частности, пришла мысль, что для нашего поколения еврейский вопрос уже не актуален. Вот поколение наших матерей реагирует на это более... заинтересованно, что ли. Для них нередко важно, что фамилия звучит по-еврейски. А у нас остались только еврейские анекдоты. Зато есть другие темы.

А Джозефиной я разочарован. Я, слава Богу, достаточно читал английских книжек, чтобы привыкнуть к убойному английскому шовинизму, и самым ужасным ужасом в этом плане был Честертон, но всё равно неприятно. Интересно, как оно в Англии сейчас. Могут ли люди за каких-нибудь шестьдесят лет перейти от этого к чему-то более адекватному? Судя по женщинам-священницам и однополым бракам — может быть, конечно...