Итак, огромный ковчег отправился через Большую Воду. Его провожали со спокойствием и гордостью: человеческий разум породил великолепное, непотопляемое судно. Никто не ждал ни беды, ни простой неприятности.

Пожалуй, в этом и заключается первая причина гибели корабля: исключительно хорошая реклама.

И дело было не только в том, что «Титаник» казался непотопляемым. Компания «Уайт Стар Лайн» сделала своё детище максимально уютным и красивым, поэтому… часть шлюпок попросту была убрана, чтобы не захламлять корабль, не мешать променаду пассажиров и не портить панорамный вид. Считалось, что шлюпки могут пригодиться, только если «Титаник» встретит терпящее бедствие судно. Так что вместе пятидесяти шлюпок (именно столько вместили бы всех людей, находившихся на борту) имелось всего двадцать – 16 деревянных и 4 парусиновых.

Капитан Эдвард Джон Смит тоже делал всё для рекламы компании: он заставлял корабль идти на предельной скорости. По распространённому мнению, руководство «Уайт Стар Лайн» хотело, чтобы судно любой ценой пересекло океан за рекордный срок. Это обеспечило бы престижный приз – «Голубую ленту Атлантики».

Смит, этот седобородый патриарх, пользовался уважением и в компании, и среди членов экипажа, и у пассажиров. Он был заслуженным моряком и после первого рейса «Титаника» должен был с почётом уйти на пенсию. Ему исполнилось 62 года, из которых большую часть он прослужил на море.

Но на самом деле его послужной список выглядит довольно мрачно: в 1889 году он посадил на мель «Репаблик», в 1904 случился пожар на «Маджестике», в 1906 году – снова пожар, но уже на «Балтике», а в 1909 год – опять мель. Наконец, в 1911 произошло столкновение «Олимпика» под командованием Смита с военным крейсером «Хоук».

История последнего корабля достаточно известна, так как он был «братом-близнецом» «Титаника», одним из трёх кораблей класса «Олимпик». И только он прослужил на море много лет. Остальные корабли этого класса ждала печальная судьба…

Меж тем Смит незадолго до своего перевода заявил в интервью, что вообще не может представить себе ситуацию, в которой современное судно может затонуть.

С «Олимпика» на «Титаник» вместе со Смитом перешли Генри Уайлд (старший офицер) и Уильям Мёрдок (первый офицер). Причём из-за этого пришлось совершить некоторую перестановку среди офицеров корабля, одного из которых с судна и вовсе сняли, чтобы Смит мог поставить помощниками людей, в которых был уверен.

Это привело к маленькой, но сыгравшей роковую роль неприятности: снятый с корабля офицер случайно прихватил с собой ключи от шкафчика, где хранились бинокли. В ночь, когда «Титаник» шёл к айсбергу, вперёдсмотрящие могли рассчитывать только на свои глаза.

Меж тем капитан получил семь ледовых предупреждений, не обратив на них ни малейшего внимания. На судне был представитель компании Брюс Исмей, который неустанно подгонял Смита: «Титаник» должен идти быстрее, «Уайт Стар Лайн» должна сделать своего вечного конкурента «Кунард Лайн» с её «Мавританией» и «Лузитанией».

Да и радисты корабля были страшно загружены. Пассажиры с удовольствием пользовались корабельным телеграфом, который тогда был модной диковинкой. С «Титаника» и на «Титаник» постоянно шли частные телеграммы, в том числе от людей столь богатых и требовательных, что до ледовых предупреждений как-то и руки не доходили.

Тем более что айсберги должны были дрейфовать севернее маршрута корабля. Однако против «Титаника» выступили не только погодные, но и астрономические условия. В январе 1912 года Луна приблизилась к Земле на рекордное расстояние, что вызвало высокие приливы. Изменение ветра в результате встречи двух антициклонов тоже сыграло свою роль. Подгоняемые ветром, течением и приливами, айсберги достигли тех вод, где проходил маршрут корабля, на месяц раньше обычного. И в саму ночь столкновения все погодные условия удивительным образом совпали так, чтобы айсберг было как можно труднее заметить.

Айсберг, которого мало кто боялся, ведь до сих пор корабли практически не несли от плавучих льдов серьёзного вреда.

Таким образом, обстоятельства сошлись самым неудачным образом. Огромное судно на полной скорости шло к опасной части маршрута, не осознавая опасности, не боясь её и имея возможности вообще её не заметить.

Стоит ли удивляться, что появилось мнение, будто «Титаник» – а то и все корабли этого класса вместе с ним, – был проклят?