Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
И, конечно, хочется сделать какой-то вывод из этой истории, рассказывающей о том, какое же чудовище человек, объяснить произошедшее и подвести мораль. Что автор статьи и делает:
Человеческая способность избирательно выключать и снова включать моральные стандарты помогает понять, почему человек может быть в одни моменты варварски жесток и полной душкой — в другие. Как и почему это происходит? Психиатры склонны искать причину в болезнях, душевных расстройствах, а социальные психологи обращают внимание на внешнее окружение, создающее условия для этих болезней. Такой анализ значим для всех, поскольку каждый из нас, как интуитивный психолог, размышляет о том, как вести себя в предстоящий день и почему люди реагируют на события так, а не иначе. Но большинство из нас склонны переоценивать важность личных качеств и характеристик (мотивы, гены, те или иные патологии) и недооценивать внешние обстоятельства, формирующие наше поведение.
Под этим, в общем, можно только подписаться. А вот это:
Образы дегуманизации, тотально воздействующие на нас с экранов телевидения и кино, обложек журналов и примитивных сюжетов книжных детективов, отпечатываются в тайниках лимбической системы мозга, отвечающей за мотивационно-эмоциональную регуляцию поведения человека, и как результат взрываются мощными всплесками страха и ненависти. Если каждый день на страну обрушивают с экранов тысячи убийств и зверств, они действительно начинают восприниматься как рядовые события. И что же тут удивляться росту жестокости в реальном мире? На таких образах взрастает страх, который заставляет рациональных людей действовать иррационально, самостоятельные люди начинают бездумно вести себя в толпе, а мирные обыватели становятся безжалостными убийцами. Конечным признаком дегуманизации становится исключение одними людьми других из существующей системы моральных отношений.
Весьма спорное утверждение. Какая дегуманизация, если люди всегда считали другие группы людей неполноценными? Как у Горького, "презрение ко всему, что не она сама " Чуть не все древние народы называли себя просто "люди"; остальные людьми как бы и не являлись, потому что они - другие. И отсюда весьма неприятный вывод - тогда был законный отток для жестокости, а сейчас его как бы нет. Приходится искать какие-то поводы и причины для того, чтобы с полным правом быть жестокими.
Рост жестокости... Но жестокость с экрана телевизора - это виртуальная жестокость. Это же не казнь на площади. И вот вопрос: какое воздействие будет хуже - реальной жестокости или виртуальной? Реальная жестокость будет силньейшим стрессом и пр., она тяжелее для самой личность, а вот виртуалньая, пожалуй, опаснее для окружающих. Посмотрев зомбоящик - может, я редко включаю его, но особенной жестокости что-то не вижу, - или, скажем, почитав, фотографии с мест преступлений посмотрев, я начинаю думать, что знаю, что такое смерть. Но ведь это совсем не так. А ведь я могу убить человека, я это знаю. Как, впрочем, каждый способен на это. И хотелось бы знать, что может толкнуть меня на это - и какой-такой телевизорменя уже сейчас к этмоу подталкивает? Но ведь для того, чтобы захотелось убить, не нужен телевизор и не нужен интернет. Телевизора ещё не существовало, когда появились первые известные нам серийные убийцы - образец жажды убийства в почти чистом виде, убийцы без мотивов и без сознания вины. Принцип здесь какой-то другой. Может, вот такой, самый элементарный:
Если вошь в твоей рубашке
Крикнет тебе, что ты блоха, -
Выйди на улицу
И убей!
Но в финале статьи нахожу чудесный "терминологический" подарок
Человеческая способность избирательно выключать и снова включать моральные стандарты помогает понять, почему человек может быть в одни моменты варварски жесток и полной душкой — в другие. Как и почему это происходит? Психиатры склонны искать причину в болезнях, душевных расстройствах, а социальные психологи обращают внимание на внешнее окружение, создающее условия для этих болезней. Такой анализ значим для всех, поскольку каждый из нас, как интуитивный психолог, размышляет о том, как вести себя в предстоящий день и почему люди реагируют на события так, а не иначе. Но большинство из нас склонны переоценивать важность личных качеств и характеристик (мотивы, гены, те или иные патологии) и недооценивать внешние обстоятельства, формирующие наше поведение.
Под этим, в общем, можно только подписаться. А вот это:
Образы дегуманизации, тотально воздействующие на нас с экранов телевидения и кино, обложек журналов и примитивных сюжетов книжных детективов, отпечатываются в тайниках лимбической системы мозга, отвечающей за мотивационно-эмоциональную регуляцию поведения человека, и как результат взрываются мощными всплесками страха и ненависти. Если каждый день на страну обрушивают с экранов тысячи убийств и зверств, они действительно начинают восприниматься как рядовые события. И что же тут удивляться росту жестокости в реальном мире? На таких образах взрастает страх, который заставляет рациональных людей действовать иррационально, самостоятельные люди начинают бездумно вести себя в толпе, а мирные обыватели становятся безжалостными убийцами. Конечным признаком дегуманизации становится исключение одними людьми других из существующей системы моральных отношений.
Весьма спорное утверждение. Какая дегуманизация, если люди всегда считали другие группы людей неполноценными? Как у Горького, "презрение ко всему, что не она сама " Чуть не все древние народы называли себя просто "люди"; остальные людьми как бы и не являлись, потому что они - другие. И отсюда весьма неприятный вывод - тогда был законный отток для жестокости, а сейчас его как бы нет. Приходится искать какие-то поводы и причины для того, чтобы с полным правом быть жестокими.
Рост жестокости... Но жестокость с экрана телевизора - это виртуальная жестокость. Это же не казнь на площади. И вот вопрос: какое воздействие будет хуже - реальной жестокости или виртуальной? Реальная жестокость будет силньейшим стрессом и пр., она тяжелее для самой личность, а вот виртуалньая, пожалуй, опаснее для окружающих. Посмотрев зомбоящик - может, я редко включаю его, но особенной жестокости что-то не вижу, - или, скажем, почитав, фотографии с мест преступлений посмотрев, я начинаю думать, что знаю, что такое смерть. Но ведь это совсем не так. А ведь я могу убить человека, я это знаю. Как, впрочем, каждый способен на это. И хотелось бы знать, что может толкнуть меня на это - и какой-такой телевизорменя уже сейчас к этмоу подталкивает? Но ведь для того, чтобы захотелось убить, не нужен телевизор и не нужен интернет. Телевизора ещё не существовало, когда появились первые известные нам серийные убийцы - образец жажды убийства в почти чистом виде, убийцы без мотивов и без сознания вины. Принцип здесь какой-то другой. Может, вот такой, самый элементарный:
Если вошь в твоей рубашке
Крикнет тебе, что ты блоха, -
Выйди на улицу
И убей!
Но в финале статьи нахожу чудесный "терминологический" подарок