Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
читать дальше
Смотрю «М» второй раз, впервые это было год назад. Смотреть на этот раз было ещё интереснее, а выводы я сделала примерно те же.
Это кино – совершенно другой мир, сейчас такого не снимут.
Чёрно-белая плёнка Чёрно-белая плёнка
куда как благороднее цветной (тем более что этот фильм предвосхитил стилистику нуара), а актёрские работы – это что-то за гранью. По улице идёт проститутка, утюжит улицу, навстречу мужчина, она преграждает ему дорогу, тот раздражённо огибает её и уходит, и она, ворча, идёт дальше уже совсем другим, бытовым, а не женским, шагом. Мини-зарисовка, у актрисы всего одна проходка – и как это сделано! Сейчас дай Бог если так пройдёт в кадре исполнитель главной роли. Кстати, вот уж исполнитель главной роли, Петер Лорре, просто неописуемый человек, но про него отдельный разговор. И его, и девицу из массовки, и самого режиссёра характеризует потрясающее внимание к деталям. Это был первый звуковой фильм Ланга, и он на нём порядочно наэксперементировал – например, впервые придумал несовпадение картинки и звукоряда, и воспользовался этим для ироничных комментариев того, что утверждают персонажи.
«Мои люди не спят, работают не разгибая спины!» – говорит начальник полиции министру по телефону (показывая при этом секретарю глазами, чтоб подавал для подписи следующий документ), а в отделе шляется ленивый народ, страдающий бездельем. «Группа быстрого реагирования всегда начеку!» – ага, начеку она, как же, группа реагирования сидит и бухает. Простые бюргеры меж тем обвиняют друг друга, а пойманный в трамвае вор заявляет: «Только и можете, что карманников ловить, поймали бы лучше убийцу!».
Об убийце нам рассказывают быстро и между делом. Детская считалка, с которой начинается фильм, короткий разговор соседок. Девочка играет с мячиком, кидая его об афишную тумбу; мячик бьётся об объявление «Wer ist Mörder?». Подходит человек – тень на афише, – и заговаривает с девочкой… Встревоженная мать кричит на лестницена лестнице:

«Эльзи! Эльзи!». Пустой лестничный пролёт. Следующий кадр: мячик выкатывается из-за кустов. Воздушный шарик девочки зацепился за линию электропередач. Конечно, никаких трупов нам не покажут – этого и не надо.
Вся первая часть фильма полна вот таких вот приёмов, вызывающих, скорее, интеллектуальное удовольствие и мысль «Как хорошо придумано, как хорошо сделано». Здесь много иронии и, если так можно, выразиться, публицистики. Кажется, что-либо сделать невозможно – только посмеиваться. Когда строгая тётка, окрикнув детей: «Не смейте повторять этот ужасный стих!» («Бугимен придёт за тобой, возьмёт большой нож и порежет тебя на кусочки»), уйдёт, дети, помолчав пару секунд, снова начинают повторять считалку. А убийца снова подойдёт к очередной девочке.
И начинается откровенное постёбище – чего стоит одна эпопея вокруг найденного недалеко от места преступления конфетного фантика! конфетного фантика!

– с полицейскими облаками по кабакам, графологической экспертизой письма убийцы в газету (невероятно актуальное издевательство над методами экспертов-составителей проспективных портретов) и параллельными собраниями полиции и преступников города – и те, и другие думают, что делать с убийцей. Глава «организации» заявляет: нельзя это больше терпеть, суета с убийцей портит нам наш бизнес, а ведь нам надо кормить наши семьи, а ведь нам надо работать, мы просто хотим выжить! (Это всё говорит человек, грабивший банки. В его устах это звучит так трогательно.) Это подрывает нашу репутацию, а мы-то не такие, как этот ублюдок! Полицейский эксперт вздыхает: преступника и жертву связывает только момент преступления, они незнакомы друг с другом, нет никаких улик… В итоге полиция в тупике, а преступники решают ловить серийника самостоятельно.
И в дело вступает лейтмотив, лейтмотив,

по которому убийцу потом опознают – первый лейтмотив в кино, кстати, – «Пещера горного короля», которую насвистывает убийца, когда нервничает. Иногда кажется, что этот зловещий свист существует отдельно от него – не только и не столько из-за звукозаписи, а из-за самого появления этого свиста, словно предупреждение зрителям. Насвистывал, кстати, сам Ланг – внёс и такую лепту в создание образа убийцы.
А образ этот просто шикарен. Это практически единственный настоящий серийник в кино – но, конечно, из тех, которых я видела, а видела я не так уж много. В своё оправдание могу сказать, что по виденному достаточно хорошо представляю себе, как выглядит среднестатистический маньяк американского кино. Это или демонический гений типа Ганнибала Лектера, зачастую убивающий «со смыслом», выкладывая инсталляции, воспроизводя предсказания Апокалипсиса или убийства в пьесах Шекспира, – или тип, «которого в детстве никто не любил», эдакий Гейн Висконсинский Волк. При том, что Америка лидирует в мире по количеству серийных убийц (за вычетом постсоветского пространства, увы). Петер Лорре в 1931-м году, имея на руках всего один пример – и то редкостный нестандарт, которым он, впрочем, вряд ли воспользовался, судя по результату, – создал настоящего убийцу. Он, Он,
большеглазый, как щенок, со своей жалкой и сладкой улыбочкой, сонный и напуганный, ходит по "бесконечным улицам""бесконечным улицам"
и сам ужасается, когда видит в витрине отражение девочкиотражение девочки
, но идёт за ней – с этой выходит облом, её встречает мама, и он идёт дальше, ищет. Крошечная, но совершенно гениальная сцена, когда его уже опознали, и гильдия попрошаек следит за ним, а он покупает девочке кулёк фруктов – и просто жест, которым он берёт мандарин из этого кулька: здесь всё! Желание, страх, даже промелькнувшая мысль уйти теперь же… Как говорил один его коллега: обещал себе, что не буду больше это делать, но каждый раз срывался.
А финальный монолог! (Самая известная сцена фильма, которую даже использовали нацисты для пропаганды (свидетельство талантища трактовать как врождённую порочность – это надо уметь!)). Здесь и текст хорош, но, главное, эти скрюченные пухлые пальчики, это жалкое выражение лица – круглое личико плюшевого мишки, на котором вдруг проступает страшная, реально страшная ухмылка, треугольные зубы, глаза закатываются, и снова истеричный визг «Я не могу! Я не могу! Отпустите меня!». «Обвиняемый заявил, что ничего не может поделать, и поэтому обязан убивать» – с иронией констатирует прокурор, которого самого разыскивают за три убийства. Право суда над маньяком было отдано людям, «прекрасно знающим закон, так как они все сидели в тюрьме, от шести недель до пятнадцати лет» – тем преступникам, которые его поймали. И у него даже находится пройдошистый адквокат, говорящий то же самое, что сказал бы нормальный адвокат на нормальном суде – этот человек болен, он не несёт ответственности… Толпа кричит: «Убить монстра! Убить его!», все бросаются разорвать убийцу на кусочки, и тут – короткая пауза, и вдруг все медленно поднимают руки… Полиция пришла, начнётся настоящий суд.
Что полиция, что бандиты города просто очаровательны, один типаж ярче другого. Это и прекрасный поганец Толстый Ломан,Толстый Ломан,

инспектор отдела убийств, который прекрасно интуичит, сверлит подозреваемых светлыми глазищами, ухмыляется, курит – и выходит-таки на след. И самый уважаемый человек «организации», некто Шренкер,Шренкер,
суховатый тип, похожий на чиновника, и всё, за что он берётся, будь то выпытывание сведений, взлом и обыск помещения или суд на убийцей – всё у него чётко и по порядку. (Вся история непосредственно поимки серийника – просто история о немецком качестве: дрели сверлят стены, замок не открывается никакой отмычкой, а сигнализация срабатывает.) А рядом со Шренкером – обаятельный раздолбаистый Франц; Франц;
я бы с удовольствием рассказала и показала в лицах, как он нелепо попался и как чудесно его допрашивал Ломан, и как сильно Ломан офигел от услышанного, но это будет голимый пересказ сюжета, да и займёт порядочно места – не учинять же мне километровую раскадровку всего эпизода!
Тем более что тогда немало пришлось бы привести кадров из других сцен других сцен
фильма – снимать, чёрт возьми, тогда умели, каждый раз убеждаюсь в этом, если смотрю фильм 30-х годов. И вообще возникает ощущение, что трава была зеленее, хоть и на чёрно-белой плёнке…
Тем более странно, что весь этот остроумный, страшный и местами довольно циничный рассказ венчается зрелищем трёх, пардон, вдовствующих Кримхильд в зале суда, плачущих о погибших детям, которых не вернуть. Сказать серьёзное слово можно и нужно было, но не так – это моё ИМХО, конечно, да и всё-таки надо учитывать, что сейчас никто никогда не скажет того, что мог себе позволить Ланг 70 лет назад: «Кто-то должен позаботиться о детях… Вы!..» ("Ihr!" ). Это «Вы!» звучит на уже погасшем экране, из черноты. Нет, никто не скажет такого сейчас. Не поймут-с.


Смотрю «М» второй раз, впервые это было год назад. Смотреть на этот раз было ещё интереснее, а выводы я сделала примерно те же.
Это кино – совершенно другой мир, сейчас такого не снимут.
Чёрно-белая плёнка Чёрно-белая плёнка

куда как благороднее цветной (тем более что этот фильм предвосхитил стилистику нуара), а актёрские работы – это что-то за гранью. По улице идёт проститутка, утюжит улицу, навстречу мужчина, она преграждает ему дорогу, тот раздражённо огибает её и уходит, и она, ворча, идёт дальше уже совсем другим, бытовым, а не женским, шагом. Мини-зарисовка, у актрисы всего одна проходка – и как это сделано! Сейчас дай Бог если так пройдёт в кадре исполнитель главной роли. Кстати, вот уж исполнитель главной роли, Петер Лорре, просто неописуемый человек, но про него отдельный разговор. И его, и девицу из массовки, и самого режиссёра характеризует потрясающее внимание к деталям. Это был первый звуковой фильм Ланга, и он на нём порядочно наэксперементировал – например, впервые придумал несовпадение картинки и звукоряда, и воспользовался этим для ироничных комментариев того, что утверждают персонажи.
«Мои люди не спят, работают не разгибая спины!» – говорит начальник полиции министру по телефону (показывая при этом секретарю глазами, чтоб подавал для подписи следующий документ), а в отделе шляется ленивый народ, страдающий бездельем. «Группа быстрого реагирования всегда начеку!» – ага, начеку она, как же, группа реагирования сидит и бухает. Простые бюргеры меж тем обвиняют друг друга, а пойманный в трамвае вор заявляет: «Только и можете, что карманников ловить, поймали бы лучше убийцу!».
Об убийце нам рассказывают быстро и между делом. Детская считалка, с которой начинается фильм, короткий разговор соседок. Девочка играет с мячиком, кидая его об афишную тумбу; мячик бьётся об объявление «Wer ist Mörder?». Подходит человек – тень на афише, – и заговаривает с девочкой… Встревоженная мать кричит на лестницена лестнице:

«Эльзи! Эльзи!». Пустой лестничный пролёт. Следующий кадр: мячик выкатывается из-за кустов. Воздушный шарик девочки зацепился за линию электропередач. Конечно, никаких трупов нам не покажут – этого и не надо.
Вся первая часть фильма полна вот таких вот приёмов, вызывающих, скорее, интеллектуальное удовольствие и мысль «Как хорошо придумано, как хорошо сделано». Здесь много иронии и, если так можно, выразиться, публицистики. Кажется, что-либо сделать невозможно – только посмеиваться. Когда строгая тётка, окрикнув детей: «Не смейте повторять этот ужасный стих!» («Бугимен придёт за тобой, возьмёт большой нож и порежет тебя на кусочки»), уйдёт, дети, помолчав пару секунд, снова начинают повторять считалку. А убийца снова подойдёт к очередной девочке.
И начинается откровенное постёбище – чего стоит одна эпопея вокруг найденного недалеко от места преступления конфетного фантика! конфетного фантика!

– с полицейскими облаками по кабакам, графологической экспертизой письма убийцы в газету (невероятно актуальное издевательство над методами экспертов-составителей проспективных портретов) и параллельными собраниями полиции и преступников города – и те, и другие думают, что делать с убийцей. Глава «организации» заявляет: нельзя это больше терпеть, суета с убийцей портит нам наш бизнес, а ведь нам надо кормить наши семьи, а ведь нам надо работать, мы просто хотим выжить! (Это всё говорит человек, грабивший банки. В его устах это звучит так трогательно.) Это подрывает нашу репутацию, а мы-то не такие, как этот ублюдок! Полицейский эксперт вздыхает: преступника и жертву связывает только момент преступления, они незнакомы друг с другом, нет никаких улик… В итоге полиция в тупике, а преступники решают ловить серийника самостоятельно.
И в дело вступает лейтмотив, лейтмотив,

по которому убийцу потом опознают – первый лейтмотив в кино, кстати, – «Пещера горного короля», которую насвистывает убийца, когда нервничает. Иногда кажется, что этот зловещий свист существует отдельно от него – не только и не столько из-за звукозаписи, а из-за самого появления этого свиста, словно предупреждение зрителям. Насвистывал, кстати, сам Ланг – внёс и такую лепту в создание образа убийцы.
А образ этот просто шикарен. Это практически единственный настоящий серийник в кино – но, конечно, из тех, которых я видела, а видела я не так уж много. В своё оправдание могу сказать, что по виденному достаточно хорошо представляю себе, как выглядит среднестатистический маньяк американского кино. Это или демонический гений типа Ганнибала Лектера, зачастую убивающий «со смыслом», выкладывая инсталляции, воспроизводя предсказания Апокалипсиса или убийства в пьесах Шекспира, – или тип, «которого в детстве никто не любил», эдакий Гейн Висконсинский Волк. При том, что Америка лидирует в мире по количеству серийных убийц (за вычетом постсоветского пространства, увы). Петер Лорре в 1931-м году, имея на руках всего один пример – и то редкостный нестандарт, которым он, впрочем, вряд ли воспользовался, судя по результату, – создал настоящего убийцу. Он, Он,

большеглазый, как щенок, со своей жалкой и сладкой улыбочкой, сонный и напуганный, ходит по "бесконечным улицам""бесконечным улицам"

и сам ужасается, когда видит в витрине отражение девочкиотражение девочки

, но идёт за ней – с этой выходит облом, её встречает мама, и он идёт дальше, ищет. Крошечная, но совершенно гениальная сцена, когда его уже опознали, и гильдия попрошаек следит за ним, а он покупает девочке кулёк фруктов – и просто жест, которым он берёт мандарин из этого кулька: здесь всё! Желание, страх, даже промелькнувшая мысль уйти теперь же… Как говорил один его коллега: обещал себе, что не буду больше это делать, но каждый раз срывался.
А финальный монолог! (Самая известная сцена фильма, которую даже использовали нацисты для пропаганды (свидетельство талантища трактовать как врождённую порочность – это надо уметь!)). Здесь и текст хорош, но, главное, эти скрюченные пухлые пальчики, это жалкое выражение лица – круглое личико плюшевого мишки, на котором вдруг проступает страшная, реально страшная ухмылка, треугольные зубы, глаза закатываются, и снова истеричный визг «Я не могу! Я не могу! Отпустите меня!». «Обвиняемый заявил, что ничего не может поделать, и поэтому обязан убивать» – с иронией констатирует прокурор, которого самого разыскивают за три убийства. Право суда над маньяком было отдано людям, «прекрасно знающим закон, так как они все сидели в тюрьме, от шести недель до пятнадцати лет» – тем преступникам, которые его поймали. И у него даже находится пройдошистый адквокат, говорящий то же самое, что сказал бы нормальный адвокат на нормальном суде – этот человек болен, он не несёт ответственности… Толпа кричит: «Убить монстра! Убить его!», все бросаются разорвать убийцу на кусочки, и тут – короткая пауза, и вдруг все медленно поднимают руки… Полиция пришла, начнётся настоящий суд.
Что полиция, что бандиты города просто очаровательны, один типаж ярче другого. Это и прекрасный поганец Толстый Ломан,Толстый Ломан,

инспектор отдела убийств, который прекрасно интуичит, сверлит подозреваемых светлыми глазищами, ухмыляется, курит – и выходит-таки на след. И самый уважаемый человек «организации», некто Шренкер,Шренкер,

суховатый тип, похожий на чиновника, и всё, за что он берётся, будь то выпытывание сведений, взлом и обыск помещения или суд на убийцей – всё у него чётко и по порядку. (Вся история непосредственно поимки серийника – просто история о немецком качестве: дрели сверлят стены, замок не открывается никакой отмычкой, а сигнализация срабатывает.) А рядом со Шренкером – обаятельный раздолбаистый Франц; Франц;

я бы с удовольствием рассказала и показала в лицах, как он нелепо попался и как чудесно его допрашивал Ломан, и как сильно Ломан офигел от услышанного, но это будет голимый пересказ сюжета, да и займёт порядочно места – не учинять же мне километровую раскадровку всего эпизода!
Тем более что тогда немало пришлось бы привести кадров из других сцен других сцен

фильма – снимать, чёрт возьми, тогда умели, каждый раз убеждаюсь в этом, если смотрю фильм 30-х годов. И вообще возникает ощущение, что трава была зеленее, хоть и на чёрно-белой плёнке…
Тем более странно, что весь этот остроумный, страшный и местами довольно циничный рассказ венчается зрелищем трёх, пардон, вдовствующих Кримхильд в зале суда, плачущих о погибших детям, которых не вернуть. Сказать серьёзное слово можно и нужно было, но не так – это моё ИМХО, конечно, да и всё-таки надо учитывать, что сейчас никто никогда не скажет того, что мог себе позволить Ланг 70 лет назад: «Кто-то должен позаботиться о детях… Вы!..» ("Ihr!" ). Это «Вы!» звучит на уже погасшем экране, из черноты. Нет, никто не скажет такого сейчас. Не поймут-с.

@темы: кино, серийные убийцы
А что касается фильма, я его видела, но почти не помню его, поэтому решила воздержаться от слов, пока не пересмотрю. Боюсь, что это я вызвала у тебя плохое натроение в 4 утра, но честное слово, я не специально.
Гость, спасибо
Lika_k, Просто в последнее время все почему-то пишут без ката и из-за этого я случайно пропускаю половину постов.
Ну, я и извинилась. У меня уже бывали такие ляпы, когда лежит без ката агромадный текст на три экрана.
Боюсь, что это я вызвала у тебя плохое натроение в 4 утра, но честное слово, я не специально.
Боже упаси! Это копилось последние несколько дней плюс перманентные мозгожорки. Если искать здесь реальную причину, набредёшь, в конце концов, на какой-то полный бред, никак на первый взгляд несвязанный с обидой на мир
А финальный монолог!
Вообще невероятный.