Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
читать дальшеИтак, что мы имеем дальше? Тут уже всё пошло про Гамлета и Офелию, так что особо не расслабишься и не отвлечёшься на Призраков. Так как Полоний уверен в том, что знает причину безумия принца и более-менее убедил в этом короля и королеву - хотя королева, кстати, в наименьшей степени проведена цирком, который устроил её сын, - то начинается первая "мышеловка", ловля Гамлета на живца-Офелию (учитывая её смерть, сравнение обретает довольно зловещие тона...).
Перед этим к нему выходит сам Полоний, желающий "продиагностировать" принца. Тот вполне убеждает его в своём помешательстве, в том числе своими двусмысленными высказываниями типа пресловутого "торговца рыбой" (то бишь сутенёра, как твердят нам исследователи, ссылаясь на жаргон эпохи) - и придворному уже грешно обижаться на безумца ("в начале он меня не узнал..."), так что Гамлет может говорить ему любые гадости: например, издеваться над старостью Полония и намекать на развратность Офелии. Из заявления "Не давайте ей гулять на солнце: всякий плод - благословение; но не такой, какой может быть у вашей дочери" часто делают далекоидущие выводы: что Полоний уже подложил Офелию под короля, или даже что сам Гамлет уже лишил её девственности. Эти версии подкрепляют содержанием песенок безумной Офелии. Честно говоря, этого, я считаю, маловато для таких серьёзных выводов. Её песенки вообще туманны по смыслу, но основаны в основном на фольклорных мотивах... К тому же, Офелия, вообще-то, по-настоящему сошла с ума, и то, что она говорит - не обязательно означает, что это произошло на самом деле, пусть в пьесе принц под маской безумца и рубит правду-матку.
Однако намёки на то,что Полоний торгует своей дочерью - это есть. Очевидно, Гамлет предугадал следующй ход противника: что против него попытаются использовать Офелию, руководствуясь мнимой посылкой, что она так важна для принца. Двумя глупыми выходками он сделал из девушки великолепную защиту, живой отвлекающий манёвр.
И кто будет после этого утверждать, что Гамлет медлит и бездействует? Да он прекрасно плетёт интригу!
И это доказывает последующая сцена с Розенкранцем и Гильденстерном.
А королю и невдомёк - в начале третьего акта (эта сцена нас интересует, поскольку тут появляется Офелия) он допрашивает Розенкранца и Гильденстерна (сама не знаю, почему мне так нравятся эти двое, вне зависимости от Стоппарда даже) и приказывает им развлекать Гамлета. Кажется, он вообще ничего не подозревает. Тогда как Гертруда всё же настороже - "И пусть, Офелия, ваш милый образ / Окажется счастливою причиной / Его безумств...". Офелия отвечает: "Если б так!". Вполне верю, что она влюблена в Гамлета, но проявления этой любви слишком слабы и безвольны.
(Забавная параллель: "Ричард Третий": на признание Ричарда в любви леди Анна отвечает: "О, если б так!" - и тут же: "Тебе б я отомстила!"
)
"... и слова, / Дышавшие так сладко, что вдвойне / Был ценен дар, - их аромат исчез. / Возьмите же; подарок нам немил, / Когда разлюбит тот, кто подарил" - говорит сама Офелия. На что приц затевает с ней разговор о красоте и добродетели, - внимание! - начиная говорить прозой и перетаскивая туда же Офелию. Прозой он говорил и с Полонием. Этой самой презренной прозой он обвиняет её в распутстве, советует идти в пресловутую "девичью обитель", затем проходится по адресу её отца, затем вообще набрасывается на женщин, их притворство и "малевание", словом, бесится. Очевидно, с безответной Офелией он - к тому же, после тяжёлых разговоров с Полонием и Розенкранцем с Гильденстерном, - почувствовал себя на воле и позволил себе выплеснуть накопившуюся злобу. При этом он обронил нескольк важных оговорок вроде - "те, кто уже в браке, кроме одного, будут жить". Знал ли он, что его слышит король, который, конечно, не пропустил эту фразу мимо ушей? Возможно, знал, но не выдержал накопившегося напряжения. Так или иначе, Гамлет крупно облажался, и Клавдий понял, что любовь к Офелии - всего лишь прикрытие. Более того, он судя по всему, догадался и о том, что Гамлет вообще не сумасшедший - "Безумство сильных требует надзора", говорит он.
Офелия же переживает - она уверена, что принц в самом деле болен - "а я, всех женщин жалче и злосчастней...". Она, в самом деле, сыграла свою роль в том, что конфликт стал разгораться не совсем так, как задумал Гамлет.
Во время "Мышеловки" издевательские комментарии принца направлены не столько на Офелию, сколько на Гертруду - он снова пользуется девушкой как прикрытием для того, чтобы взавуалированно выказывать своё враждебное отношение, на этот раз к матери. Показательно, что так же относится к ней и Полоний, проверявший душевное здоровье наследника престола с её помощью. В пространстве пьесы Офелия вообще никому не нужна сама по себе.
Ничего удивительного нет в том, что когда она, асболютно несамостоятельная, оказывается без отца, - ей недолго и повредиться умом. Она лишилась своего стержня, основы существования. Конечно, она не виделась с Гамлетом, даже если и любила его - ведь отец так сказал! - кто самый главный человек в её жизни, как не Полоний? Разве он может умереть?
А так как она считает себя виновной в болезни Гамлета, то, следовательно, и в том, что он совершил убийство, оосредованно виновата она. Офелия не может перенести это.
Конечно, уже не одно столетие спорят, утонула она или утопилась - ещё могильщики не могли решить этот вопрос. Мне ближе версия о том, что она утопилась. Но это сугубо моя имха, ничем не подтверждаемая в тексте. Одно можно сказать - едва она перестала выполнять роль щита для Гамлета и быть орудием интересов отца - она может умирать. Как мы уже поняли, она не нужна здесь никому, да и самому автору, возможно, тоже. Перед смертью она ещё поразит Лаэрта своим состоянием и сподвигнет его мстить Гамлету. Только в ээтом смысле она важный персонаж - бессловесный катализатор трагедии и единственная ничем не провинившаяся её жертва.
Перед этим к нему выходит сам Полоний, желающий "продиагностировать" принца. Тот вполне убеждает его в своём помешательстве, в том числе своими двусмысленными высказываниями типа пресловутого "торговца рыбой" (то бишь сутенёра, как твердят нам исследователи, ссылаясь на жаргон эпохи) - и придворному уже грешно обижаться на безумца ("в начале он меня не узнал..."), так что Гамлет может говорить ему любые гадости: например, издеваться над старостью Полония и намекать на развратность Офелии. Из заявления "Не давайте ей гулять на солнце: всякий плод - благословение; но не такой, какой может быть у вашей дочери" часто делают далекоидущие выводы: что Полоний уже подложил Офелию под короля, или даже что сам Гамлет уже лишил её девственности. Эти версии подкрепляют содержанием песенок безумной Офелии. Честно говоря, этого, я считаю, маловато для таких серьёзных выводов. Её песенки вообще туманны по смыслу, но основаны в основном на фольклорных мотивах... К тому же, Офелия, вообще-то, по-настоящему сошла с ума, и то, что она говорит - не обязательно означает, что это произошло на самом деле, пусть в пьесе принц под маской безумца и рубит правду-матку.
Однако намёки на то,что Полоний торгует своей дочерью - это есть. Очевидно, Гамлет предугадал следующй ход противника: что против него попытаются использовать Офелию, руководствуясь мнимой посылкой, что она так важна для принца. Двумя глупыми выходками он сделал из девушки великолепную защиту, живой отвлекающий манёвр.
И кто будет после этого утверждать, что Гамлет медлит и бездействует? Да он прекрасно плетёт интригу!
И это доказывает последующая сцена с Розенкранцем и Гильденстерном.
А королю и невдомёк - в начале третьего акта (эта сцена нас интересует, поскольку тут появляется Офелия) он допрашивает Розенкранца и Гильденстерна (сама не знаю, почему мне так нравятся эти двое, вне зависимости от Стоппарда даже) и приказывает им развлекать Гамлета. Кажется, он вообще ничего не подозревает. Тогда как Гертруда всё же настороже - "И пусть, Офелия, ваш милый образ / Окажется счастливою причиной / Его безумств...". Офелия отвечает: "Если б так!". Вполне верю, что она влюблена в Гамлета, но проявления этой любви слишком слабы и безвольны.
(Забавная параллель: "Ричард Третий": на признание Ричарда в любви леди Анна отвечает: "О, если б так!" - и тут же: "Тебе б я отомстила!"

"... и слова, / Дышавшие так сладко, что вдвойне / Был ценен дар, - их аромат исчез. / Возьмите же; подарок нам немил, / Когда разлюбит тот, кто подарил" - говорит сама Офелия. На что приц затевает с ней разговор о красоте и добродетели, - внимание! - начиная говорить прозой и перетаскивая туда же Офелию. Прозой он говорил и с Полонием. Этой самой презренной прозой он обвиняет её в распутстве, советует идти в пресловутую "девичью обитель", затем проходится по адресу её отца, затем вообще набрасывается на женщин, их притворство и "малевание", словом, бесится. Очевидно, с безответной Офелией он - к тому же, после тяжёлых разговоров с Полонием и Розенкранцем с Гильденстерном, - почувствовал себя на воле и позволил себе выплеснуть накопившуюся злобу. При этом он обронил нескольк важных оговорок вроде - "те, кто уже в браке, кроме одного, будут жить". Знал ли он, что его слышит король, который, конечно, не пропустил эту фразу мимо ушей? Возможно, знал, но не выдержал накопившегося напряжения. Так или иначе, Гамлет крупно облажался, и Клавдий понял, что любовь к Офелии - всего лишь прикрытие. Более того, он судя по всему, догадался и о том, что Гамлет вообще не сумасшедший - "Безумство сильных требует надзора", говорит он.
Офелия же переживает - она уверена, что принц в самом деле болен - "а я, всех женщин жалче и злосчастней...". Она, в самом деле, сыграла свою роль в том, что конфликт стал разгораться не совсем так, как задумал Гамлет.
Во время "Мышеловки" издевательские комментарии принца направлены не столько на Офелию, сколько на Гертруду - он снова пользуется девушкой как прикрытием для того, чтобы взавуалированно выказывать своё враждебное отношение, на этот раз к матери. Показательно, что так же относится к ней и Полоний, проверявший душевное здоровье наследника престола с её помощью. В пространстве пьесы Офелия вообще никому не нужна сама по себе.
Ничего удивительного нет в том, что когда она, асболютно несамостоятельная, оказывается без отца, - ей недолго и повредиться умом. Она лишилась своего стержня, основы существования. Конечно, она не виделась с Гамлетом, даже если и любила его - ведь отец так сказал! - кто самый главный человек в её жизни, как не Полоний? Разве он может умереть?
А так как она считает себя виновной в болезни Гамлета, то, следовательно, и в том, что он совершил убийство, оосредованно виновата она. Офелия не может перенести это.
Конечно, уже не одно столетие спорят, утонула она или утопилась - ещё могильщики не могли решить этот вопрос. Мне ближе версия о том, что она утопилась. Но это сугубо моя имха, ничем не подтверждаемая в тексте. Одно можно сказать - едва она перестала выполнять роль щита для Гамлета и быть орудием интересов отца - она может умирать. Как мы уже поняли, она не нужна здесь никому, да и самому автору, возможно, тоже. Перед смертью она ещё поразит Лаэрта своим состоянием и сподвигнет его мстить Гамлету. Только в ээтом смысле она важный персонаж - бессловесный катализатор трагедии и единственная ничем не провинившаяся её жертва.
@темы: театр, литература, Шекспир
+100
И никакой романтики.
Автор вообще был в депресняке, когда это писал, мне кажется. То "Гамлет", то вообще "Троил и Крессида"... С учётом этого, версии насчёт подкладывания Офелии под Гамлета или под короля - вполне нормально звучат. Разочаровался Шекспир в Джульеттах.
Подлое существо! Никогда ему этого не прощу.
Но я все равно не верю в такой расклад.
Хотя, какая разница, если она всё равно утонула...
Вообще пошлостей там хватает, если оригинал читать.
Что касается Офелии и торговца рыбой - всё сходится, но это я по обычному своему занудству не признаю достаточной базы и, кроме того, вокруг этой темы уже столько инсинуаций, что легко вляпаться... Так что тема сделалась сама по себе подозрительна
Про версию - она достаточно осмысленна и лично не нравится не то чтобы неэтичностью
Про неэтичность - в плане этики и эстетики автор так бьёт по мозгам и нервам, что иногда теряешься