Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Я как-то высказывала эту мысль, но точно не здесь
. Хочу зафиксировать.
В "Мастере и Маргарите" главврача психбольницы зовут Стравинским; когда я отслушала "Похождения повесы" того Стравинского, который композитор, я как-то стразу это вспомнила - действие-то оперы заканчивается в сумасшедшем доме. А если учесть Берлиоза с его отрубленной головой - то с Булгакова сталось бы сделать Стравинского главой Бедлама. А образ Тома Рейкуэлла явно перекликается с образом Иванушки Бездомного; оба самоуверенных юнца лишились разума, не выдержав столкновения с дьявольскими силами.
Но самое интересное в этой истории то, что премьера оперы состоялась в 1951-м году. Тут уж даже дело не в том, что в Венеции, а в том, что через 11 лет после смерти Булгакова. Ну, и выходит, что М.А. разместил в своём романе аллюзию на несуществующую оперу. И что-то мне думается, что это с него тоже сталось бы.

В "Мастере и Маргарите" главврача психбольницы зовут Стравинским; когда я отслушала "Похождения повесы" того Стравинского, который композитор, я как-то стразу это вспомнила - действие-то оперы заканчивается в сумасшедшем доме. А если учесть Берлиоза с его отрубленной головой - то с Булгакова сталось бы сделать Стравинского главой Бедлама. А образ Тома Рейкуэлла явно перекликается с образом Иванушки Бездомного; оба самоуверенных юнца лишились разума, не выдержав столкновения с дьявольскими силами.
Но самое интересное в этой истории то, что премьера оперы состоялась в 1951-м году. Тут уж даже дело не в том, что в Венеции, а в том, что через 11 лет после смерти Булгакова. Ну, и выходит, что М.А. разместил в своём романе аллюзию на несуществующую оперу. И что-то мне думается, что это с него тоже сталось бы.