Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
"При шизофрении ещё задолго до начала заболевания наблюдается подавление чувств. Больной не имеет достаточного эмоционально-чувственного контакта с окружением, чтобы реализовать свои чувственные установки. Он часто живёт в скорлупе искусственных чувств, навязанных ему окружением ("идеальный сынок"), а свои подлинные чувства - как негативные, так и позитивные - реализует в фантазиях наяву либо во сне. В них осуществляется месть врагам, завоёвываются прекраснейшие женщины, ведутся кровавые войны и т.п. Только очень сильные чувства кажутся ему подлинными, слабые же - кажутся ложными, либо он вынужден слишком часто проявлять их в контактах с окружением. С момента начала заболевания эти сильные чувства начинают действовать вовне. Сила их нередко превышает способность наблюдателя прочувствовать и понять их". (с) Антон Кемпинский.
Положим, повседневные чувства могут "затираться" у всех, особенно в кризисные времена, но сама описанная психиатром установка напоминает мне поведение многих людей искусства, великих в том числе. Когда пишешь книгу, или оперу, или картину, - всё, что с этим связано, настолько сильно, что какие-нибудь нужды собственного семейства перестают занимать автора. Мне, конечно, первым делом хочется вспомнить Вагнера
, с его поистине отвратительным отношением к окружающим людям, но в принципе любой творящий человек, вне зависимости от того, творит ли он полную липу, или творит великое и гениальное, творит в отрыве от людей. То есть снимает наблюдения с внешнего мира, использует их, но он захвачен другим миром.
Я знаю по себе такую штуку - я должна была оказаться в определённой изоляции, чтобы начать писать (кстати, я-то гнала жуткую лажу). То есть произошло нечто, отдалённо напоминающее шизофреническую схему, описанную Кемпинским. По сути, та комната из афоризма Вирджинии Вулф - это о том же самом. Ты должен отгородиться, чтобы выйти в мир уже другим, видеть его по-другому, умеющим работать со своей фантазией о нём. Тогда ты можешь начать рассказывать о нём.
Единственное исключение из всех творческих профессий - это люди театра. Актёру и режиссёру нельзя уйти от мира и вернуться в него. Надо находиться в нём и в нём кипеть и булькать. Не важно, экстравертный или интровертный у тебя способ общения с миром, но он должен быть активен. Вроде бы хорошо при этом смотреть с другой колокольни, но... почему-то среди актёров значительно меньше шизофреников
Там свои неврозы, психозы, алкоголизм (отчасти стимулирующий эту активность общения с миром, я подозреваю), но умение смотреть на мир через творческую призму, порой достаточно сильно и причудливо искажающую реальные пропорции - это другая специфика.
И чтоб два раза не вставать: Кемпинский довольно много пишет о другом ощущении себя, о деперсонализации. Он, кстати, часто проводит параллели со здоровыми состояниями психики, чтоб нам было понятней и чтоб мы стали толерантней
Бывает, что собственное тело кажется больше, чем оно есть; когда тянешься за далеко стоящим предметом - ощущаешь, что рука удлиняется. Когда много и бесплодно думаешь, голова разбухает и становится тяжёлой. Я в универе видела пример странного ощущения себя - просто на грани. Девушка очень полная, эдакая кустодиевская модель; не знаю, как других, а меня она очень часто задевала, толкала, абсолютно ненарочно - просто она не имела представления о границах собственного тела. Когда выбирала портреты для работы - приносила худых, с выделяющимися скулами, так что ощущение возникало просто карикатурное. И когда ей говорили, что она попросту не похожа, она отказывалась понимать. Думаю, поэтому она и похудеть не может, - потому что ощущает себя худее, чем она есть.
Положим, повседневные чувства могут "затираться" у всех, особенно в кризисные времена, но сама описанная психиатром установка напоминает мне поведение многих людей искусства, великих в том числе. Когда пишешь книгу, или оперу, или картину, - всё, что с этим связано, настолько сильно, что какие-нибудь нужды собственного семейства перестают занимать автора. Мне, конечно, первым делом хочется вспомнить Вагнера

Я знаю по себе такую штуку - я должна была оказаться в определённой изоляции, чтобы начать писать (кстати, я-то гнала жуткую лажу). То есть произошло нечто, отдалённо напоминающее шизофреническую схему, описанную Кемпинским. По сути, та комната из афоризма Вирджинии Вулф - это о том же самом. Ты должен отгородиться, чтобы выйти в мир уже другим, видеть его по-другому, умеющим работать со своей фантазией о нём. Тогда ты можешь начать рассказывать о нём.
Единственное исключение из всех творческих профессий - это люди театра. Актёру и режиссёру нельзя уйти от мира и вернуться в него. Надо находиться в нём и в нём кипеть и булькать. Не важно, экстравертный или интровертный у тебя способ общения с миром, но он должен быть активен. Вроде бы хорошо при этом смотреть с другой колокольни, но... почему-то среди актёров значительно меньше шизофреников

И чтоб два раза не вставать: Кемпинский довольно много пишет о другом ощущении себя, о деперсонализации. Он, кстати, часто проводит параллели со здоровыми состояниями психики, чтоб нам было понятней и чтоб мы стали толерантней

Бывает, что собственное тело кажется больше, чем оно есть; когда тянешься за далеко стоящим предметом - ощущаешь, что рука удлиняется. Когда много и бесплодно думаешь, голова разбухает и становится тяжёлой. Я в универе видела пример странного ощущения себя - просто на грани. Девушка очень полная, эдакая кустодиевская модель; не знаю, как других, а меня она очень часто задевала, толкала, абсолютно ненарочно - просто она не имела представления о границах собственного тела. Когда выбирала портреты для работы - приносила худых, с выделяющимися скулами, так что ощущение возникало просто карикатурное. И когда ей говорили, что она попросту не похожа, она отказывалась понимать. Думаю, поэтому она и похудеть не может, - потому что ощущает себя худее, чем она есть.
В принципе границы очень гибкие, пока не начинается что-то действительно страшное. А творческое мышление в принципе должно отличаться от условного стандарта (словами не описать, насколько условного
Девушка очень полная, эдакая кустодиевская модель; не знаю, как других, а меня она очень часто задевала, толкала, абсолютно ненарочно - просто она не имела представления о границах собственного тела. Когда выбирала портреты для работы - приносила худых, с выделяющимися скулами, так что ощущение возникало просто карикатурное. И когда ей говорили, что она попросту не похожа, она отказывалась понимать. Думаю, поэтому она и похудеть не может, - потому что ощущает себя худее, чем она есть.
Так может влияет пассивная память о предыдущей инкарнации, подобные расстройства (также и гендерные) ею вызваны.
Так может влияет пассивная память о предыдущей инкарнации, подобные расстройства (также и гендерные) ею вызваны.
Ну, может, дело проще, и она была худой несколько лет назад
не увлекаться идеей "Как интересно иметь больную психику"
Так я и не увлекаюсь. Мне для книги надо. А свои тараканы, это свои тараканы, они вечны и страшны. Но под определение умственного расстройства не попадают.
Ну, это зависит от того, какие люди, как, отчего... В каком состоянии человек прожил дольше, какой образ себя сложился у него. Насколько он уверен в себе.
Так я и не увлекаюсь. Мне для книги надо. А свои тараканы, это свои тараканы, они вечны и страшны. Но под определение умственного расстройства не попадают.
Я тебя особо в этом не подозреваю