Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
У меня возникла настоятельная необходимость выдернуть себя чем-то из того состояния, в которое я начала впадать по ряду причин. Часть причин убрал милостивый Господь, но состояние всё равно надо было срочно менять. Поэтому я пошла и скачала себе Малера. "Волшебный рог". Да.

Шла я по улице и слушала - сначала две свои избранные вещи, потом всё подряд. И пели мне Криста Людвиг и Вальтер Берри, а дирижировал Бернстайн, и погрузили они меня в какие-то архетипические картинки. Там такие мужское и женское начала, такие стихийные силы, что это иногда кажется каким-то шаманством. Вот так послушаешь "Revelge" ровно восемь раз - и ведь восстанут же, из могил-то... а к концу "Irdische Leben" - умрёшь.

И так как я не слушала до сих пор "Волшебный рог" целиком от и до, я в процессе очень ждала, когда же два голоса сольются-таки вместе в дуэте :). Слились, хоть и ненадолго. И, хотя в целом цикл-то мрачный, - в нём столько силы, что слушателя поневоле выбрасывает... куда-то. Куда-то туда. Стоит немножко погрузится в эту музыку - и тебя уже начинает разрывать изнутри её бешеная энергия. И, хотя там много про смерть и безнадёгу, в концу неожиданно понимаешь, что не умрёшь. Не знаю. Не могу об этом нормально говорить, не получается.

Финал цикла я слушала в больничном коридоре, что показательно.

***

Вторым пунктом программы (хотя хронологически это был первый) был "Замок герцога Синяя Борода". Фигуранты те же - Берри и Людвиг, машет какой-то венгр, забыла фамилию. Не могу оценить, как машет, потому что слушала эту оперу впервые. На тот момент мне было не до музыкального катарсиса, но неожиданно Барток до меня, как бы это сказать... докопался. Вгрызся в мозг. Хотя я не могу сказать, что его музыка какая-то ушераздирающая, как можно подумать по моему сравнению - наоборот, это музыка прекрасная, удивительно пластичная, текучая, местами колорит напоминает "Турандот". Хотя, что забавно, это супер-камерная опера, в которой только два человека и час сценического времени, никакого пополо ди Пекино. И любовь там совсем другая, не как в "Турандот"; пожалуй, общее, откуда и колорит - это ощущение непроницаемой тайны. Как там у Шекспира, "так же таинственно, как девственность". И эту тайну невозможно раскрыть, мы все умираем непознанными. И в этом весь двадцатый век - где у Вагнера происходило искупление и вознесение, тут всё возвращается на круги своя, любовь Юдит ничего не меняет, и сцена погружается во мрак, какой и окутывал её вначале. То есть да, у слушателя случился катарсис, но он не приводит ни к чему, и трагедия в этом и заключается. Отчасти у меня действительно сложилось ощущение "нашего ответа "Голландцу", потому что эти две оперы странно параллелят между собой, в том числе тем, что отрицают друг друга. Хотя любовь у Бартока такая, такая! Дух захватывает, господа, как будто... как будто разрезаешь бабочкину куколку и разворачиваешь её мокрые крылья. Ты тайну увидел, но тайны не узнал, а она после этого умрёт, а ты так ничего и не узнаешь.

***

Третьим впечатлением на сегодня была попытка послушать "Донна Джованни" с Фишером-Дискау и всё тем же Берри, п/у Клемперера. Слушая, как прекрасно Клемперер делает мне увертюру, я в очередной раз поняла, насколько прав был Лоузи, когда выстраивал видеоряд к этой музыке. Это очень холодный ветер, сырой и пронизывающий. Увертюра гораздо холоднее всей остальной оперы. Это ни разу не Испания, а если Италия - то, натурально, Венеция. А вообще мне прямо хочется закричать "Немцы в городе!". Пардон, австрийцы. "А где-нибудь на севере... в Париже" :-D. А уж когда начинают потом петь по-немецки - а я как-то не была предупреждена, что там на дойче, - то аж подпрыгиваешь))).
Кстати, Бартока-то правильно пели по-венгерски, герои.

Вот, кстати, они, Людвиг и Берри, эти убийцы, эти пожиратели младенцев, эти попугачики-неразлучники.



С обложки "Замка Синей Бороды".

@темы: картинки, музыка, рассужданс, бред

Комментарии
06.03.2013 в 22:05

Fili, suscipe senectam patris tui et non contristes eum in vita illius; et, si defecerit sensu, veniam da et ne spernas eum omnibus diebus vitae eius. (Ecc 3:14-15)
Очень связно рассказывает, очень хочется слушать тоже.
06.03.2013 в 22:32

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Ulysses E. Tylf, ну, не знаю, я это писала с широко раскрытыми немигающими глазами и почти в трансе :lol: .
А слушать непременно надо! К слову, ты в целом "Волшебный рог мальчика" слушал? Сорри за глупый вопрос.
07.03.2013 в 07:49

Fili, suscipe senectam patris tui et non contristes eum in vita illius; et, si defecerit sensu, veniam da et ne spernas eum omnibus diebus vitae eius. (Ecc 3:14-15)
Kriemhild von Tronege, я это писала с широко раскрытыми немигающими глазами и почти в трансе
"Вы так говорите, как будто это что-то плохое" :-D
Не слушал я "Волшебный рог", тёмный я!
07.03.2013 в 07:58

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Ulysses E. Tylf, это что-то плохое. После Малера я становлюсь неадекватной, поэтому я боюсь его слушать обычно, поэтому слушала так мало))).
Не знаю, как оно тебе будет, но проверить надо обязательно :). Я не могу представить, чтобы Малер не выносил мозг, но такое бывает, сама однажды видела! :old:
14.03.2013 в 12:34

Consuelo de ti alma
Я увертюру к "ДЖ" вообще не слушаю, максимум первые секунд 30. Отстраненная она какая-то, действительно... формальная, что ли..
14.03.2013 в 12:36

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
-Consuelo-, нууу... я её люблю)). После неё всё остальное по-другому воспринимается как-то. Хотя это чириканье в середине как-то мне никак - тилитили..
14.03.2013 в 12:45

Consuelo de ti alma
Не ну она нормальная, я ничего )) Наверно, просто хочется, чтобы уже побыстрее петь начали :lol:
А кино Лоузи тебе нравится, да?
14.03.2013 в 12:47

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
-Consuelo-, гыгы, нравится. А тебе нет? ;-) Там же Ван Дам :laugh:
14.03.2013 в 12:52

Consuelo de ti alma
Ну конечно нравится :tongue: И естественно Ван Дам, хотя он там постоянно читает ДЖ нотации :lol: Ну и Рудик там умопомрачительный.
Я в принципе и отдельно аудио с этого кина очень люблю, поют охрененно почти все.
14.03.2013 в 13:05

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
-Consuelo-, ааа, приятно слышать. А то мало ли.
Мне ещё нравится, как Лепорелло на гулянке в финале первого акта восхищённо покачивает головой, глядя на ДДж))
14.03.2013 в 13:07

Consuelo de ti alma
Riposate, vezzose ragazze? Ну там весь фильм можно поминутно разбирать, кто, чего и как, на самом деле :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии