Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Прочла я тут книгу Арчибальда Кронина "Замок Броуди". В оригинале - "Hatter's Castle", что по смыслу куда интереснее и глубже переводного названия. Замок шляпника - это оксюморон, это вся гордыня Броуди в двух словах, в двух словах о претензии быть эдаким угнетателем-феодалом. И это оксморон довольно зловещий, потому что шляпник - сами знаете что означает.

Вот так же выглядят обеды и чаепития в доме Броуди - какой-то паноптикум. Однако самое интересное в том, что паноптикум очень реалистичный, паноптикум vulgaris. Я тут пробежалась по отзывам и узнала, что пережимает-де м-р Кронин, что и Броуди-то плоский персонаж, всех-де ненавидит, всех прессует, не бывает такого в жизни. Даже тираны кого-нибудь любят. Угу. Вот и Броуди любил. Так любил, что всех вокруг убил.
И вот что касается любви, то самое удивительное здесь не та любовь, какая есть в книге - случайная, тиранская, трогательно-преданная, чувственная, родственная, - а любовь наша, читателей, к героям. Автор - самый главный садист и манипулятор в этом романе. Он постоянно выворачивает перед нами героев то так, то эдак, заставляя испытывать к ним разные, иногда даже полярные чувства. Помните потрясающий момент в фильме "Собачье сердце", когда Шариков со свечкой подходит к зеркалу под главную душераздирающую музыкальную тему? Когда этот мерзкий персонаж вдруг будто подёргивается рябью и становится сложнее, глубже. Когда на долю секунды мы задумываемся о его душе. Такое у Кронина происходит постоянно. И наоборот тоже.
Нищасная, забитая мать семейства - предаёт родную дочь из страха перед мужем - умирает от рака. Обожает сына, жертвует всем ради него, - дочь выгоняет из дому. И жалко, и мерзко, и сил нет на это смотреть. Или вот тот самый сын, эгоист и мерзавец, - насчёт него иногда вздрагивает сердце читателя, который более-менее понимает ситуацию. Или младшая дочка, которую жалко-жалко и которая при этом копирует папочкины манеры, истерит, психует, - и ты знаешь, что у неё серьёзные для этого причины, но... а когда в финале девочка хитрой улыбкой идёт вешаться - тут не знаешь, чего больше, сострадания к ней или ужаса перед ней же. Отношение к почти любому персонажу романа амбивалентно. Исключение, пожалуй составляет мерзкая бабка Броуди, но и у неё пробежала единственная секунда... когда она была, впрочем, пьяна...
При этой глубокозакапывательности роман ещё и довольно натуралистичен. Иногда автор прёт против правды - пресловутые роды после пинка сапогом, трёхмильного марш-броска и плавания в реке в конце осени, - но чаще всего это вкусные описания, это очень плотная ткань, которая, даже если ничего особенно не творится, цепко держит читателя. Сия ткань состоит и из когда пронзительных, когда сентиментальных деталей, запахов, вкуса, и всё это очень земное, как я люблю. Не всегда аппетитное, правда - хотя в плане описания болезни Кронин так же тактичен, как его персонаж доктор Ренквик, но зато я впервые встретила литературное описание рвоты (не помню, чтобы где-то описывалась блевотина и пр., обычно героев рвёт за кадр).
Но, друзья, не думайте, что книга при этом тяжёлая и грязная. Типа, все психуют и садируют, всё мрачно и мерзко. Удивительно, но роман очень живой - и в том смысле, что живо читается, и в том, что дыхание нормальной, человеческой жизни там очень сильно ощущается. Замок шляпника - всё-таки не "Дания-тюрьма", а уродливый нарост, ненормальное явление. С которым, правда, никто ничего не может сделать. пока оно само себя не уничтожит.
Так вот. Не могу сказать, что роман меня болезненно шибанул - скорее, какие-то моменты казались излишне лёгкими, да и биттерсвит-финал для Мэри автор всё же устроил (что дало мне лучик надежды и счастья). Зато всех остальных качественно угробил (что полностью удовлетворило мрачную сторону моей натуры). Роман горьковатый, пахнет дымом, в нём ветрено, - и это хорошо, когда хочется прочистить голову от паутины.
Правда, я подозреваю, что это он вогнал меня сегодня в состояние ангста, поэтому читать его всё же надо под определённое настроение. Не рекомендуется беременным, кормящим, при ПМС и особенно перед сдачей экзаменов. Там один экзамен есть, и он чудовищно сдан. В отличие от героини, автор свой экзамен сдал, роман велик и пользуется успехом, уже вроде как классика, и, насколько я могу судить по переводу, заслуженно.
Вот так же выглядят обеды и чаепития в доме Броуди - какой-то паноптикум. Однако самое интересное в том, что паноптикум очень реалистичный, паноптикум vulgaris. Я тут пробежалась по отзывам и узнала, что пережимает-де м-р Кронин, что и Броуди-то плоский персонаж, всех-де ненавидит, всех прессует, не бывает такого в жизни. Даже тираны кого-нибудь любят. Угу. Вот и Броуди любил. Так любил, что всех вокруг убил.
И вот что касается любви, то самое удивительное здесь не та любовь, какая есть в книге - случайная, тиранская, трогательно-преданная, чувственная, родственная, - а любовь наша, читателей, к героям. Автор - самый главный садист и манипулятор в этом романе. Он постоянно выворачивает перед нами героев то так, то эдак, заставляя испытывать к ним разные, иногда даже полярные чувства. Помните потрясающий момент в фильме "Собачье сердце", когда Шариков со свечкой подходит к зеркалу под главную душераздирающую музыкальную тему? Когда этот мерзкий персонаж вдруг будто подёргивается рябью и становится сложнее, глубже. Когда на долю секунды мы задумываемся о его душе. Такое у Кронина происходит постоянно. И наоборот тоже.
Нищасная, забитая мать семейства - предаёт родную дочь из страха перед мужем - умирает от рака. Обожает сына, жертвует всем ради него, - дочь выгоняет из дому. И жалко, и мерзко, и сил нет на это смотреть. Или вот тот самый сын, эгоист и мерзавец, - насчёт него иногда вздрагивает сердце читателя, который более-менее понимает ситуацию. Или младшая дочка, которую жалко-жалко и которая при этом копирует папочкины манеры, истерит, психует, - и ты знаешь, что у неё серьёзные для этого причины, но... а когда в финале девочка хитрой улыбкой идёт вешаться - тут не знаешь, чего больше, сострадания к ней или ужаса перед ней же. Отношение к почти любому персонажу романа амбивалентно. Исключение, пожалуй составляет мерзкая бабка Броуди, но и у неё пробежала единственная секунда... когда она была, впрочем, пьяна...
При этой глубокозакапывательности роман ещё и довольно натуралистичен. Иногда автор прёт против правды - пресловутые роды после пинка сапогом, трёхмильного марш-броска и плавания в реке в конце осени, - но чаще всего это вкусные описания, это очень плотная ткань, которая, даже если ничего особенно не творится, цепко держит читателя. Сия ткань состоит и из когда пронзительных, когда сентиментальных деталей, запахов, вкуса, и всё это очень земное, как я люблю. Не всегда аппетитное, правда - хотя в плане описания болезни Кронин так же тактичен, как его персонаж доктор Ренквик, но зато я впервые встретила литературное описание рвоты (не помню, чтобы где-то описывалась блевотина и пр., обычно героев рвёт за кадр).
Но, друзья, не думайте, что книга при этом тяжёлая и грязная. Типа, все психуют и садируют, всё мрачно и мерзко. Удивительно, но роман очень живой - и в том смысле, что живо читается, и в том, что дыхание нормальной, человеческой жизни там очень сильно ощущается. Замок шляпника - всё-таки не "Дания-тюрьма", а уродливый нарост, ненормальное явление. С которым, правда, никто ничего не может сделать. пока оно само себя не уничтожит.
Так вот. Не могу сказать, что роман меня болезненно шибанул - скорее, какие-то моменты казались излишне лёгкими, да и биттерсвит-финал для Мэри автор всё же устроил (что дало мне лучик надежды и счастья). Зато всех остальных качественно угробил (что полностью удовлетворило мрачную сторону моей натуры). Роман горьковатый, пахнет дымом, в нём ветрено, - и это хорошо, когда хочется прочистить голову от паутины.
Правда, я подозреваю, что это он вогнал меня сегодня в состояние ангста, поэтому читать его всё же надо под определённое настроение. Не рекомендуется беременным, кормящим, при ПМС и особенно перед сдачей экзаменов. Там один экзамен есть, и он чудовищно сдан. В отличие от героини, автор свой экзамен сдал, роман велик и пользуется успехом, уже вроде как классика, и, насколько я могу судить по переводу, заслуженно.
Именно, что книга... Она не безнадежна, вот. Несмотря на то, что почти все в ней плохо закончили, грубо говоря, все-таки мне показалось, что там есть место надежде. "Звезды смотрят вниз" - для меня было куда как тяжелей, потому что там все вернулось на круги своя для хороших, а плохие - поднялись.
Да, книга и не только в конце, но и по дороге - несёт какой-то луч света. "Звёзды смотрят вниз" - это тоже Кронин? Я просто на "Замок"-то почти случайно наткнулась, ничего больше у него не знаю.
Сейчас поняла, что Броуди напоминает мне самодуров Островского
А я уже под вечер плохо воспринимаю иронию, извините, право )
Кажется, я не отверчусь и от других книжек Кронина
Разве что про роды после всех ужасов - Кронин таки знал о чем писал, он сам врач. А роды-то были, по сути, выкидышем на последнем месяце беременности. И, да, извини - я придираюсь.)
Я после прочтения книги узнала, что Кронин был врач, но, блин, выкидыш выкидышем, а плыть по реке?! На самом деле, я верю, что бывает, но реальность реальная и реальность литературная - разные вещи. Не-не, придирайся, меня, на самом деле, дико занимает вопрос, могло быть или не могло
А на вопрос могло или не могло можно ответить, немножко его перестроив: а куда, извини, восьмимесячный плод мог деться при таких обстоятельствах? Для него родиться - почти единственный вариант (у Мэри явно сильный организм, он просто выталкивает чужеродное тело, которое ему мешает... хотя рожать это "тело" уже почти что бесполезно). Другой вопрос, что шансов выжить у него практически не было что в литературе, что в реальности.
Да плод-то родится, но я не понимаю, как мать при этом ухитряется бегать))).
А ребёнок родился ещё и живым, кстати, и плакал, хоть и умер быстро.
Она слегка притянутая, но такая милая! Доктор ещё и отлично напинал Броуди
Кронин витает в воздухе?))) Будем в клубе!
Ну я месяца два назад читала