Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Пост проспонсирован mr waugh
Когда я как-то поставил маме "Риголетто" с Гобби и Каллас, она, то есть мама, воскликнула: вот, мол, в опере сохраняются архетипы мужественности и женственности, давно утерянные во всех остальных местах. Она ещё упомянула сохранившуюся систему амплуа, но мы сейчас не об этом.
Когда слушаешь могучий рык Гобби и жалобные причитания Джильды, то да, согласишься с таким высказыванием. Но можно противопоставить этому столько барочных ангелов и прочих кастратов, что вся красота построения разом пропадает. Мне кажется, подоплёка тут не в жёстких гендерных рамках, а большой эмоциональной силе музыки, её энергии, в том числе и сексуальной. И в силе воздействия и силе обобщения. Вот выходит на сцену Тоска (давайте каждый подставит ту, которую больше всего любит) — и это Женщина и Актриса. С большой буквы. И этой женской энергии столько, что как обухом по голове.
Музыка — это в каком-то смысле передоз. Страсти до небес, образы заострены до невероятия. Архетипический Влюблённый, архетипическая Возлюбленная. Но эта сила не привязана к полу, мне кажется (на этом месте вспоминаю одну из любимых присказок Огаркова: "красота, не привязанная к полу").
Потому что сила музыки такова, что меццо в штанах нам даст вершину мужественности. Вернее, очень юной мужественности, как правило, но есть же меццовый Юлий Цезарь, и никто не рискнёт усомниться в том, что это самый что ни на есть мужчина.
Хотя большой вопрос, почему мы так думаем. Музыка даёт эмоции, а они могут быть по-разному окрашены у мужчины и женщины, но кто мне скажет, какие эмоции "мужские", а какие - "женские"? Что такое мужская и женская музыка?
Музыка - это всё-таки абстракция.
Она течёт напрямую в подкорку и потом паром выходит наружу, задевая кучкующиеся выше, в сознании, стереотипы и убеждения. То-то народ потом иррационально бегает по потолку с криками "Джильда - тупая коза!", "Хосе - тряпка, а не мужчина!". Если опера хороша и была воспринята готовым к перевариванию музыки мозгом, она может слишком зацепить.
Кстати, о тряпках и козах. Моделей поведения в опере столько, что глаза разбегаются. В недавнем споре о ярких женских персонажах (и есть ли они вообще в природе), я начал перечислять героинь мировой литературы и очень пи этом хотел переключиться на оперу, потому что там я их воз и маленькую тележку назову, и самых разных. Возможно, потому что музыка неслабо раскрывает внутренний мир персонажа, взрывает его эмоции и подаёт его нам во всей красе. А ещё ведь стоит задача максимально острого конфликта.
Есть и ещё один момент. В опере изначально было много женщин и женских голосов. И женский персонаж не мог быть строго служебным, сидеть себе в башне, пока рыцарь приключается. Нет, жертвы и пассивы в опере тоже есть, но самостоятельно действующих женских персонажей больше, чем можно найти в литературе того же периода (сравнить, скажем, девятнашку там и девятнашку тут).
Так вот. Выходит, что сюжетных моделей множество. Что женщины действуют, или, по крайней мере привлекают внимание, наравне с мужчинами. Что эмоции зашкаливают. Что музыка абстрактна и воспринимается интуитивно.
Как мне кажется, в опере по итогу гендеров больше, чем два, а внутри мужского и женского при этом ещё и большое количество разных моделей. Так что играться можно до бесконечности. Но вызвано это тем, что это вряд ли так уж важно.
Что-то я сбился с мысли. Да, я считаю, что это не так уж важно, но гендеров всё же больше, чем два.
В принципе, мы имеем в опере всю шкалу Вейнингера на блюдечке. Андрогинные Керубино и Никлаусы прилагаются. Контртенора и, изначально, кастраты прилагаются. Ведь воспринимаем мы, опять же, музыку. А поёт нам женщина от лица мужчины. Или мужчина от лица женщины, что тоже бывает. Ситуация, с которой больше нигде не столкнёшься!Разве что в интернетах.
И изначально это действительно не так уж важно. Главное - донести музыку. Донести эмоции. И именно эти плавающие границы дают такую свободу в рамках оперного сюжета. "У артиста нет пола", как гласит одна из любимых присказок моего гитисовского курса. У персонажа-то, положим, пол есть, а вот у музыки пола таки нету.
Когда я как-то поставил маме "Риголетто" с Гобби и Каллас, она, то есть мама, воскликнула: вот, мол, в опере сохраняются архетипы мужественности и женственности, давно утерянные во всех остальных местах. Она ещё упомянула сохранившуюся систему амплуа, но мы сейчас не об этом.
Когда слушаешь могучий рык Гобби и жалобные причитания Джильды, то да, согласишься с таким высказыванием. Но можно противопоставить этому столько барочных ангелов и прочих кастратов, что вся красота построения разом пропадает. Мне кажется, подоплёка тут не в жёстких гендерных рамках, а большой эмоциональной силе музыки, её энергии, в том числе и сексуальной. И в силе воздействия и силе обобщения. Вот выходит на сцену Тоска (давайте каждый подставит ту, которую больше всего любит) — и это Женщина и Актриса. С большой буквы. И этой женской энергии столько, что как обухом по голове.
Музыка — это в каком-то смысле передоз. Страсти до небес, образы заострены до невероятия. Архетипический Влюблённый, архетипическая Возлюбленная. Но эта сила не привязана к полу, мне кажется (на этом месте вспоминаю одну из любимых присказок Огаркова: "красота, не привязанная к полу").
Потому что сила музыки такова, что меццо в штанах нам даст вершину мужественности. Вернее, очень юной мужественности, как правило, но есть же меццовый Юлий Цезарь, и никто не рискнёт усомниться в том, что это самый что ни на есть мужчина.
Хотя большой вопрос, почему мы так думаем. Музыка даёт эмоции, а они могут быть по-разному окрашены у мужчины и женщины, но кто мне скажет, какие эмоции "мужские", а какие - "женские"? Что такое мужская и женская музыка?
Музыка - это всё-таки абстракция.
Она течёт напрямую в подкорку и потом паром выходит наружу, задевая кучкующиеся выше, в сознании, стереотипы и убеждения. То-то народ потом иррационально бегает по потолку с криками "Джильда - тупая коза!", "Хосе - тряпка, а не мужчина!". Если опера хороша и была воспринята готовым к перевариванию музыки мозгом, она может слишком зацепить.
Кстати, о тряпках и козах. Моделей поведения в опере столько, что глаза разбегаются. В недавнем споре о ярких женских персонажах (и есть ли они вообще в природе), я начал перечислять героинь мировой литературы и очень пи этом хотел переключиться на оперу, потому что там я их воз и маленькую тележку назову, и самых разных. Возможно, потому что музыка неслабо раскрывает внутренний мир персонажа, взрывает его эмоции и подаёт его нам во всей красе. А ещё ведь стоит задача максимально острого конфликта.
Есть и ещё один момент. В опере изначально было много женщин и женских голосов. И женский персонаж не мог быть строго служебным, сидеть себе в башне, пока рыцарь приключается. Нет, жертвы и пассивы в опере тоже есть, но самостоятельно действующих женских персонажей больше, чем можно найти в литературе того же периода (сравнить, скажем, девятнашку там и девятнашку тут).
Так вот. Выходит, что сюжетных моделей множество. Что женщины действуют, или, по крайней мере привлекают внимание, наравне с мужчинами. Что эмоции зашкаливают. Что музыка абстрактна и воспринимается интуитивно.
Как мне кажется, в опере по итогу гендеров больше, чем два, а внутри мужского и женского при этом ещё и большое количество разных моделей. Так что играться можно до бесконечности. Но вызвано это тем, что это вряд ли так уж важно.
Что-то я сбился с мысли. Да, я считаю, что это не так уж важно, но гендеров всё же больше, чем два.
В принципе, мы имеем в опере всю шкалу Вейнингера на блюдечке. Андрогинные Керубино и Никлаусы прилагаются. Контртенора и, изначально, кастраты прилагаются. Ведь воспринимаем мы, опять же, музыку. А поёт нам женщина от лица мужчины. Или мужчина от лица женщины, что тоже бывает. Ситуация, с которой больше нигде не столкнёшься!
И изначально это действительно не так уж важно. Главное - донести музыку. Донести эмоции. И именно эти плавающие границы дают такую свободу в рамках оперного сюжета. "У артиста нет пола", как гласит одна из любимых присказок моего гитисовского курса. У персонажа-то, положим, пол есть, а вот у музыки пола таки нету.
Но в опере по определению больше условности, на самом деле. Значит - и гендерной условности в том числе. И про "готовность к перевариванию" - хорошее уточнение, ибо не все способны воспринимать условности, увы. Но это мои вечные оффтопные ворчалки на коллег, которые все оверпродвинутые, в том числе в вопросах гендера, но на слово "опера" реагируют "они там все слишком толстые и старые"
Ага. В опере всё через край, все эмоции, все архетипы. Она - сплошной Large Ham, как выражаются ТВ-тропы. За то и любим!
Я, когда говорил о готовности к перевариванию, имел в виду, скорее, готовность вообще воспринимать именно эту конкретную музыку. А то вот я не воспринимаю Массне, скажем, или Бриттена. Какие уж тут эмоции в подкорку.
Ой, такое чувство, что все навечно испуганы старушкой Монтсеррат.
Ну хорошо, но вот у оперы есть не только музыка, но и либретто. А там, вместе с системой амплуа, кстати, живут сюжеты, ни один из которых не проходит тест Бехдель, и которые прямо вот сплошь построены на объектификации? Объективакии? Забыл, как по-русски
Или вот: в драмтеатре сыграть Гамлета может дядька, Сара Бернар и школьник. В опере - только баритон (ещё один мужчина-тоска из французской гранд-оперЫ). Хым?
Или вот: есть же еще гендер артиста. Как быть бедным женщинам, например, если физически они мужчины? Одна кухарка остается, и то басам.
Короче, это очень крутая тема, про музыку-то, но она исчерпывает вопрос только камерной музыки. А про оперу, мне кажется, так просто не обоцдешься.
Есть такие сюжеты, но давай возьмём конкретный. Лючия вполне не проходит тест Бехтель, тем более что там женщина вообще одна плюс левая Алиса. Но чувствам этой женщины уделяется большое внимание, музыки у неё дофига. Её страдания важнее, чем страдания тенора.
Ну да, только баритон, но вообще партию можно банально переписать. Это сейчас все трясутся над аутентичностью, а раньше чего только не было. Почему бы и нет)).
Вообще эта проблема — часть одной большой сложности: той, что музыка даёт нам даже слишком много. Эмоции, реакции, даже длина пауз в диалоге - всё прописано. И тип голоса тоже. Равно как и интонации.
Господи, да кого волнует гендер артиста. Сейчас тебя будут спрашивать, какую роль ты хочешь играть. Мужчине, который физически женщина, тоже на одних Керубинах да Зибелях далеко не уедешь. Разве что совсем в барокко уйти, и то вряд ли поймут. Вспомнил в этом плане Гитис и содрогнулся. "Мы сделаем из вас настоящих мужчин и женщин!".
Ещё есть такие роли в Коронации Поппеи, если я правильно помню. Там няньки.