Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
У коллеги на телефоне какой-то православный лектор распинается о том, что в Эдеме не было счастья, а была великая радость. Мол, счастье, это так, земное, лабуда, а радость - это то, что испытывали первые люди. И в этом контексте разбирает строки Лермонтова "Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит". И выражает надежду, что ни в одной молитве никогда не прозвучит слово "счастье".
Честно говоря, у меня глаза на лоб полезли. По-моему, это очередная неканоничная отсебятина, которую часто, к сожалению, несут неграмотные люди (я здесь уже как-то рассказывал про Библию, которая якобы включает себя один Ветхий Завет, причём Ветхий Завет якобы в церковных богослужениях не используется). Однако сам я не шибко подкованный человек, особенно что касается именно православного богословия, так что мог и пропустить тему. Есть такое у каких-нибудь православных отцов, кто знает?
Честно говоря, у меня глаза на лоб полезли. По-моему, это очередная неканоничная отсебятина, которую часто, к сожалению, несут неграмотные люди (я здесь уже как-то рассказывал про Библию, которая якобы включает себя один Ветхий Завет, причём Ветхий Завет якобы в церковных богослужениях не используется). Однако сам я не шибко подкованный человек, особенно что касается именно православного богословия, так что мог и пропустить тему. Есть такое у каких-нибудь православных отцов, кто знает?
Как та "радость обречённых" (ты читал "Детей немилости"?).
Вообще от иных богословов таких описаний рая наслушаешься, аж передёргивает. По счастью, есть и адекватные.
Как любила повторять наш препод по философии, прекрасная и суровая, словно заря на Крайнем Севере: "Давайте для начала разберемся по понятиям" )
Православный лектор, господиНу, я не видел, кто это был - лектор, священник или кто, не мог же я заглянуть к человеку в телефон)). Сейчас до меня донёсся звук заставки, кажется, это канал "Культура". А я имел в виду, что он оперирует соответствующими понятиями и терминами. То есть не атеистический по убеждениям или буддистский лектор))
Как та "радость обречённых" (ты читал "Детей немилости"?).
А вот этого уже я не читал.
Кстати, плюсую к вопросу про терминологию. А то люди иногда такие определения дают, что остаётся только диву даваться.
А почитай, хорошая книга)).
Увы, что услышал, то пересказал. Аж жалею, что не спросил, что там да как.
При его надежде, что слово не прозвучит ни в одной молитве... у меня тоже есть впечатление, что про многозначность этих слов для разных людей он как-то забыл.
Но, если это просто его тараканы и личный словарик — неинтересно.
А "радость" - от слова "радеть", в которое заложены положительный смысл и направленность на объект/субъект. "радуйтесь о Господе" - общехристианская формула, если мне не изменяет. радоваться - быть обращёнными сердцем к богу - набожные люди могли в том числе и в несчастье, то есть - в непрухе, когда, к примеру, у них дом сгорел.
Надо же, как всё интересно. В моём личном словаре радость - эмоция, а счастье - состояние, причём имеющее некую надёжную основу. Ну, следовательно, радость без счастья - как срезанный цветок, и желать этого ближнему своему довольно странно.
В моём словаре так же: радость - временная эмоция, счастье - стабильное состояние. думаю, у большинства светских людей так же. светское восприятие более... индивидуалистично, что ли.