18:35

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
"…Так говорил Заратустра в сердце своём, а солнце стало уже на полдень;
тогда он вопросительно взглянул на небо: ибо услышал над собою резкий крик птицы.
И он увидел орла: описывая широкие круги, нёсся тот в воздух, а с ним - змея,
но не в виде добычи, а как подруга: ибо она обвила своими кольцами шею его.
«Это мои звери!» - сказал Заратустра и возрадовался в сердце своём.
«Самое гордое животное, какое есть под солнцем, и животное самое умное,
какое есть под солнцем, - они отправились разведать.
Они хотят знать, жив ли ещё Заратустра. И поистине, жив ли я ещё?
Опаснее оказалось быть среди людей, чем среди зверей,
опасными путями ходит Заратустра. Пускай же ведут меня мои звери!»"


Надо уже прочесть это целиком, а всё никак руки не доходят.

В этом контексте хочется вспомнить не о вражде орла и змеи, а о превращении скорпиона в орла :) . А ещё - но это уже другая тема, - есть индейская легенда о Прыгучем Мышонке, который отдал свои глаза и стал орлом. У нас была очень интересная её инсценировка в нашем ТЮЗе. Вообще стоит прочесть: nvris.narod.ru/text/up-mouse.htm (сайт какой-то параноидальный, но с текстом вроде всё хорошо :) )

Другой вариант истории с орлом



@темы: картинки, театр, литература, мифология

Комментарии
01.06.2012 в 22:40

Ницше, вероятно, вдохновлялся гравюрой Блейка (1793):

К слову, у шумеролога В.К. Афанасьевой есть монография "Орел и змея в изобразительности и литературе Двуречья" - об истоках мифологемы.
В аккадском сказании как раз орел подло поступил со змеей (в отличие от стихотворения Полонского).
01.06.2012 в 23:00

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Ashisu, Полонский мыслил стандартно :) . Змея - значит, подколодная, и вообще бабы все такие.
А что случилось в аккадском сказании?

Спасибо за наводку, будет время - поищу. Хотя, мне что-то кажется, что источник мифологемы вряд ли возможно отследить... Это же архетип, он зародился... где-то там :)

В гравюре Блейка есть что-то эротическое :shame:
01.06.2012 в 23:47

В аккадской поэме об Этане орел поклялся змее в вечной дружбе, а потом съел ее змеенышей. Змея заползла в тушу буйвола, которого собрался клевать орел и укусила орла. Потом орла нашел и исцелил царь Киша Этана, а орел в благодарность отнес его на небо.
Согласно трактовке Афанасьевой, "трава рожденья", которую искал не имевший наследника Этана, росла в горах, а орел сказал Этане, что ее можно найти на небе. В результате Этана был наказан богами за то, что доверился неразумной птице. Таким образом, история является переосмыслением более ранней шумерской традиции об орле как проводнике инициаций.
В популярной литературе (Немировский. Мифы и легенды Древнего Востока и др.), укрепилось мнение, что искомая трава действительно росла на небе. В тексте поэмы, однако, "траву рожденья земля взрастила, едва расцветет - и тут же завянет".

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии