Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Вчера с опозданием на сто лет посмотрела, наконец, "Аватар"
.
Честно говоря, для меня одним из показателей шаблонного сценария является любимый Голливудом сюжетный поворот: герой признаётся в чем-то, его все считают предателем, отвергают, ну, а потом почему-нибудь начинают верить снова. В "Аватаре" этот любимый поворот есть, также нет нехватки и в нехороших военных, и в грубой, но доброй тётеньке, в данном случае учёной, которая смолит сигареты, и угнетённые массы тоже тут... Вообще сценарий явно скопирован с диснеевской "Атлантиды", и персонажи те же (только доктора Миляги нет), и конфликт... Только тут в пятнадцать раз зрелищней и фантазия богаче в смысле всяких диковинных зверей, и есть два довольно больших различия по сравнению с "Атлантидой" - и, по-моему, знаковых.
Первое: главный герой - не чудаковатый учёный в огромных очках, а бывший морпех-инвалид. В каком-то смысле они оба изгои, но, понятно, что коляска - это совсем не то, что котельная музея. Однако дело не только в степени отчуждённости, а и в качественном различии - у Майло Тэтча есть Великая Мечта. Он одержимый поисками Атлантиды учёный. У Джейка Салли нет вообще ничего. "Атлантида" - история про то, как человек, которого все считали безумцем, находит свою мечту, а "Аватар", помимо прочего - история про то, как практически разрушенный человек, "чистый лист", находит мир, который в каком-то смысле его ждал. В, если так можно выразиться, идеологическом плане мне куда ближе "Атлантида", потому что в "Аватаре" мир, в котором ты только и хочешь жить, приходит тебе как внезапный подарок. Сразу тебе на голову сваливается новое тело, девушка-красавица, куча удивительных зверей и прочих чудес. В главном герое "Аватара" нет ничего индивидуального, сперва он просто воплощение сломленности, а потом - воплощение же героической борьбы. Аватарка для зрителя. История-то в первую очередь про это. Про то, как тебе, на всё махнувшему рукой, во всём разочаровавшемуся человеку Запада, вдруг найдётся что защищать. Оно тебя найдёт. А ты найдёшь себя.
Но, конечно, у Джейки богатая родословная - его родственником является, например, Шэттерхэнд из романа Карла Мая "Виннету". Молодой парень приезжает на Дикий Запад, ничего не зная о здешней жизни - ну, по ходу дела оказывается талантливым во всех местных делах типа охоты на бизонов, - опять же, место как бы нашло человека. Охота на бизонов всегда ждала тебя, мальчик!
И точно также, как герой Мая, Джейки встречается с благородными дикарями, и всё идёт по накатанной. Тут, собственно, мы подходим к "американскому вопросу". На'ви страшно похожи на индейцев, даже причёсками, не говоря уж о верованиях и прочем антураже, который слишком сильно напоминает весь корпус текстов на эту тему от романов Майн Рида и Хаггарда и до фильмов с Гойко Митичем... Злые военные и конфликт цивилизаций в комплекте.
Впрочем, не знаю, называли ли индейцы промысловое животное "братом". Мне это напомнило, скорее, Франциска Ассизского...
Но, возвращаясь к конфликту цивилизаций: бездушные земляне не понимают священности Дерева на'ви - "они могут переехать" (на этом месте невольно хочется нервно захихикать). Это конфликт веры и безверия - причём вера на'ви не особенно разъясняется, чувствуется только ностальгия по "естественному благородству дикарей", их твёрдой, нерассуждающей вере и невинности - смешение между воспоминаниями о первых веках христианства и завистью к языческому детству человечества. В XIX веке всё это тоже было, только индейцы - это уже не интересно... эти не поразить пресыщенное человечество. Дивный мир, которому грозит угроза, должен быть совсем новым, невиданным. Уничтожение бизонов и железная дорога в прериях уже не так страшно... однако создать такую историю мог только человек, который плакал когда-то об убитых белыми бизонах и связанных мустангах.
Я во время оно плакала. И, честно говоря, едва не пустила слезу, когда падало Дерево, когда на'ви отступали под выстрелами "небесных людей" - это были эпизоды, когда действительно казалось, что всё кончено. Я бы даже сказала - была надежда, что всё кончено. Очень жаль было мира Пандоры, но душа моя заранее страдала при мысли о счастливеньком финале. В принципе, он и получился - это счастливенький финал... и, ах, как водится, помэрли почти все второстепенные положительные персонажи.
И мы снова возвращаемся к теме шаблонного сценария... но мне бы хотелось поговорить про удивительную красоту и ритмику фильма. Я очень легко перенимаю ритм фильма, и потом весь мир для меня какое-то время движется в этом ритме. Вот и машины, когда я вышла из дому, двигались чуть замедленно и величественно, грозно рычали, и в их потоке была определённая гармония, какая ещё бывает, когда всё движется под музыку, и музыка придаёт каждому движению особый смысл. Вот такая вот, что называется, "эпичность" пронизывает "Аватар" от начала до конца. В конце концов, этот фильм - по сути, дневниковые записи героя, его воспоминание, даже флешбек. В его кадрах есть некая значительность, свойственная тем событиям, что остались в памяти. По крайней мере, кэмероновскую любовь ко всему масштабному я расшифровываю в данном случае именно так. К тому же, в финале проскальзывает намёк на то, что весь этот экшн станет легендой, жестой вроде "Песни о Роланде". Честно говоря, если бы я делала продолжение - "небесные люди" вернулись бы через несколько поколений после Джейка Салли, когда всё случившееся будет уже легендой... ну, как вариант
Но история ведь учит нас, что бледнолицие никогда не уходят надолго.

Честно говоря, для меня одним из показателей шаблонного сценария является любимый Голливудом сюжетный поворот: герой признаётся в чем-то, его все считают предателем, отвергают, ну, а потом почему-нибудь начинают верить снова. В "Аватаре" этот любимый поворот есть, также нет нехватки и в нехороших военных, и в грубой, но доброй тётеньке, в данном случае учёной, которая смолит сигареты, и угнетённые массы тоже тут... Вообще сценарий явно скопирован с диснеевской "Атлантиды", и персонажи те же (только доктора Миляги нет), и конфликт... Только тут в пятнадцать раз зрелищней и фантазия богаче в смысле всяких диковинных зверей, и есть два довольно больших различия по сравнению с "Атлантидой" - и, по-моему, знаковых.
Первое: главный герой - не чудаковатый учёный в огромных очках, а бывший морпех-инвалид. В каком-то смысле они оба изгои, но, понятно, что коляска - это совсем не то, что котельная музея. Однако дело не только в степени отчуждённости, а и в качественном различии - у Майло Тэтча есть Великая Мечта. Он одержимый поисками Атлантиды учёный. У Джейка Салли нет вообще ничего. "Атлантида" - история про то, как человек, которого все считали безумцем, находит свою мечту, а "Аватар", помимо прочего - история про то, как практически разрушенный человек, "чистый лист", находит мир, который в каком-то смысле его ждал. В, если так можно выразиться, идеологическом плане мне куда ближе "Атлантида", потому что в "Аватаре" мир, в котором ты только и хочешь жить, приходит тебе как внезапный подарок. Сразу тебе на голову сваливается новое тело, девушка-красавица, куча удивительных зверей и прочих чудес. В главном герое "Аватара" нет ничего индивидуального, сперва он просто воплощение сломленности, а потом - воплощение же героической борьбы. Аватарка для зрителя. История-то в первую очередь про это. Про то, как тебе, на всё махнувшему рукой, во всём разочаровавшемуся человеку Запада, вдруг найдётся что защищать. Оно тебя найдёт. А ты найдёшь себя.
Но, конечно, у Джейки богатая родословная - его родственником является, например, Шэттерхэнд из романа Карла Мая "Виннету". Молодой парень приезжает на Дикий Запад, ничего не зная о здешней жизни - ну, по ходу дела оказывается талантливым во всех местных делах типа охоты на бизонов, - опять же, место как бы нашло человека. Охота на бизонов всегда ждала тебя, мальчик!
И точно также, как герой Мая, Джейки встречается с благородными дикарями, и всё идёт по накатанной. Тут, собственно, мы подходим к "американскому вопросу". На'ви страшно похожи на индейцев, даже причёсками, не говоря уж о верованиях и прочем антураже, который слишком сильно напоминает весь корпус текстов на эту тему от романов Майн Рида и Хаггарда и до фильмов с Гойко Митичем... Злые военные и конфликт цивилизаций в комплекте.
Впрочем, не знаю, называли ли индейцы промысловое животное "братом". Мне это напомнило, скорее, Франциска Ассизского...
Но, возвращаясь к конфликту цивилизаций: бездушные земляне не понимают священности Дерева на'ви - "они могут переехать" (на этом месте невольно хочется нервно захихикать). Это конфликт веры и безверия - причём вера на'ви не особенно разъясняется, чувствуется только ностальгия по "естественному благородству дикарей", их твёрдой, нерассуждающей вере и невинности - смешение между воспоминаниями о первых веках христианства и завистью к языческому детству человечества. В XIX веке всё это тоже было, только индейцы - это уже не интересно... эти не поразить пресыщенное человечество. Дивный мир, которому грозит угроза, должен быть совсем новым, невиданным. Уничтожение бизонов и железная дорога в прериях уже не так страшно... однако создать такую историю мог только человек, который плакал когда-то об убитых белыми бизонах и связанных мустангах.
Я во время оно плакала. И, честно говоря, едва не пустила слезу, когда падало Дерево, когда на'ви отступали под выстрелами "небесных людей" - это были эпизоды, когда действительно казалось, что всё кончено. Я бы даже сказала - была надежда, что всё кончено. Очень жаль было мира Пандоры, но душа моя заранее страдала при мысли о счастливеньком финале. В принципе, он и получился - это счастливенький финал... и, ах, как водится, помэрли почти все второстепенные положительные персонажи.
И мы снова возвращаемся к теме шаблонного сценария... но мне бы хотелось поговорить про удивительную красоту и ритмику фильма. Я очень легко перенимаю ритм фильма, и потом весь мир для меня какое-то время движется в этом ритме. Вот и машины, когда я вышла из дому, двигались чуть замедленно и величественно, грозно рычали, и в их потоке была определённая гармония, какая ещё бывает, когда всё движется под музыку, и музыка придаёт каждому движению особый смысл. Вот такая вот, что называется, "эпичность" пронизывает "Аватар" от начала до конца. В конце концов, этот фильм - по сути, дневниковые записи героя, его воспоминание, даже флешбек. В его кадрах есть некая значительность, свойственная тем событиям, что остались в памяти. По крайней мере, кэмероновскую любовь ко всему масштабному я расшифровываю в данном случае именно так. К тому же, в финале проскальзывает намёк на то, что весь этот экшн станет легендой, жестой вроде "Песни о Роланде". Честно говоря, если бы я делала продолжение - "небесные люди" вернулись бы через несколько поколений после Джейка Салли, когда всё случившееся будет уже легендой... ну, как вариант

Но история ведь учит нас, что бледнолицие никогда не уходят надолго.
тебя так сквикаюттебе так не нравятся, причём везде?а вообще, замечательный разбор, спасибо, прочитал с интересом. ))
Спасибо
Кстати, canto_et_spero, это как финал Альфано.
И если бы "Аватар" подавался в виде легенды, и эпичность, и разделение на абсолютное добро и зло были бы намного более органичными. Ну и никто бы не подумал препарировать на предмет "а может/не может такое быть".
хотя бы - другой эстетической ценности.
впрочем, кино я не люблю и не понимаю, так что рассуждать о нём не имею права)
А в каком плане обмусоливают великое побоище?
canto_et_spero, ну что ты, я же не приравнивала Кэмерона к Пуччини! Я просто как пример - вот такое бесит меня в некоторых хэппи-эндах. Естественно, каждое произведение существует на своём уровне.
Рассуждать о кино ты имеешь полное право, тем более что мы обсуждали мою нелюбовь к хэппи-эндам