Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Вчера с опозданием на сто лет посмотрела, наконец, "Аватар" :) .
Честно говоря, для меня одним из показателей шаблонного сценария является любимый Голливудом сюжетный поворот: герой признаётся в чем-то, его все считают предателем, отвергают, ну, а потом почему-нибудь начинают верить снова. В "Аватаре" этот любимый поворот есть, также нет нехватки и в нехороших военных, и в грубой, но доброй тётеньке, в данном случае учёной, которая смолит сигареты, и угнетённые массы тоже тут... Вообще сценарий явно скопирован с диснеевской "Атлантиды", и персонажи те же (только доктора Миляги нет), и конфликт... Только тут в пятнадцать раз зрелищней и фантазия богаче в смысле всяких диковинных зверей, и есть два довольно больших различия по сравнению с "Атлантидой" - и, по-моему, знаковых.
Первое: главный герой - не чудаковатый учёный в огромных очках, а бывший морпех-инвалид. В каком-то смысле они оба изгои, но, понятно, что коляска - это совсем не то, что котельная музея. Однако дело не только в степени отчуждённости, а и в качественном различии - у Майло Тэтча есть Великая Мечта. Он одержимый поисками Атлантиды учёный. У Джейка Салли нет вообще ничего. "Атлантида" - история про то, как человек, которого все считали безумцем, находит свою мечту, а "Аватар", помимо прочего - история про то, как практически разрушенный человек, "чистый лист", находит мир, который в каком-то смысле его ждал. В, если так можно выразиться, идеологическом плане мне куда ближе "Атлантида", потому что в "Аватаре" мир, в котором ты только и хочешь жить, приходит тебе как внезапный подарок. Сразу тебе на голову сваливается новое тело, девушка-красавица, куча удивительных зверей и прочих чудес. В главном герое "Аватара" нет ничего индивидуального, сперва он просто воплощение сломленности, а потом - воплощение же героической борьбы. Аватарка для зрителя. История-то в первую очередь про это. Про то, как тебе, на всё махнувшему рукой, во всём разочаровавшемуся человеку Запада, вдруг найдётся что защищать. Оно тебя найдёт. А ты найдёшь себя.
Но, конечно, у Джейки богатая родословная - его родственником является, например, Шэттерхэнд из романа Карла Мая "Виннету". Молодой парень приезжает на Дикий Запад, ничего не зная о здешней жизни - ну, по ходу дела оказывается талантливым во всех местных делах типа охоты на бизонов, - опять же, место как бы нашло человека. Охота на бизонов всегда ждала тебя, мальчик!
И точно также, как герой Мая, Джейки встречается с благородными дикарями, и всё идёт по накатанной. Тут, собственно, мы подходим к "американскому вопросу". На'ви страшно похожи на индейцев, даже причёсками, не говоря уж о верованиях и прочем антураже, который слишком сильно напоминает весь корпус текстов на эту тему от романов Майн Рида и Хаггарда и до фильмов с Гойко Митичем... Злые военные и конфликт цивилизаций в комплекте.
Впрочем, не знаю, называли ли индейцы промысловое животное "братом". Мне это напомнило, скорее, Франциска Ассизского...
Но, возвращаясь к конфликту цивилизаций: бездушные земляне не понимают священности Дерева на'ви - "они могут переехать" (на этом месте невольно хочется нервно захихикать). Это конфликт веры и безверия - причём вера на'ви не особенно разъясняется, чувствуется только ностальгия по "естественному благородству дикарей", их твёрдой, нерассуждающей вере и невинности - смешение между воспоминаниями о первых веках христианства и завистью к языческому детству человечества. В XIX веке всё это тоже было, только индейцы - это уже не интересно... эти не поразить пресыщенное человечество. Дивный мир, которому грозит угроза, должен быть совсем новым, невиданным. Уничтожение бизонов и железная дорога в прериях уже не так страшно... однако создать такую историю мог только человек, который плакал когда-то об убитых белыми бизонах и связанных мустангах.
Я во время оно плакала. И, честно говоря, едва не пустила слезу, когда падало Дерево, когда на'ви отступали под выстрелами "небесных людей" - это были эпизоды, когда действительно казалось, что всё кончено. Я бы даже сказала - была надежда, что всё кончено. Очень жаль было мира Пандоры, но душа моя заранее страдала при мысли о счастливеньком финале. В принципе, он и получился - это счастливенький финал... и, ах, как водится, помэрли почти все второстепенные положительные персонажи.
И мы снова возвращаемся к теме шаблонного сценария... но мне бы хотелось поговорить про удивительную красоту и ритмику фильма. Я очень легко перенимаю ритм фильма, и потом весь мир для меня какое-то время движется в этом ритме. Вот и машины, когда я вышла из дому, двигались чуть замедленно и величественно, грозно рычали, и в их потоке была определённая гармония, какая ещё бывает, когда всё движется под музыку, и музыка придаёт каждому движению особый смысл. Вот такая вот, что называется, "эпичность" пронизывает "Аватар" от начала до конца. В конце концов, этот фильм - по сути, дневниковые записи героя, его воспоминание, даже флешбек. В его кадрах есть некая значительность, свойственная тем событиям, что остались в памяти. По крайней мере, кэмероновскую любовь ко всему масштабному я расшифровываю в данном случае именно так. К тому же, в финале проскальзывает намёк на то, что весь этот экшн станет легендой, жестой вроде "Песни о Роланде". Честно говоря, если бы я делала продолжение - "небесные люди" вернулись бы через несколько поколений после Джейка Салли, когда всё случившееся будет уже легендой... ну, как вариант ;-)
Но история ведь учит нас, что бледнолицие никогда не уходят надолго.

@темы: кино, история, литература

Комментарии
11.09.2012 в 15:16

такая интеллектуальная и дружелюбная порода, что уживется даже с крокодилом (с)
хым, а почему счастливые финалы тебя так сквикают тебе так не нравятся, причём везде?

а вообще, замечательный разбор, спасибо, прочитал с интересом. ))
11.09.2012 в 16:00

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
canto_et_spero, они мне не нравятся в голливудских фильмах - как правило :) Хотя в "Капитане Крюке", "КоролеРыбаке"... :) И мне нравятся счастливые финалы в "Нарнии", например, в комедиях и поздних пьесах Шекспира, у Дюма... так что я не безнадёжна :) .

Спасибо :shy: Очень приятно слышать, что тебе интересно.
11.09.2012 в 17:35

У собачьей мамы, дорогие мои, жизнь нелёгкая: людей на свете много и всех не перекусаешь
Думаю, дело в том, что в Голливуде они часто натянуты, нелогичны, да и абсолютны -- главному герою и квартиру, и машину, и красавицу-фотомодель с тремя высшими. Потому и не ложится на душу, не верится, и часто сюжет требует совершенно другого исхода.
11.09.2012 в 18:07

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
...ДШБ..., согласна. :friend: "Аватар", по-моему, требовал более тревожного конца, с недоговорённостями, незакрытостями...
Кстати, canto_et_spero, это как финал Альфано.
12.09.2012 в 00:36

У собачьей мамы, дорогие мои, жизнь нелёгкая: людей на свете много и всех не перекусаешь
Kriemhild von Tronege, бесспорно. Мне кажется, можно было сделать иначе уже с момента грандиозного побоища "стрелы против танков", которое так любят обсуждать и обмусоливать...

И если бы "Аватар" подавался в виде легенды, и эпичность, и разделение на абсолютное добро и зло были бы намного более органичными. Ну и никто бы не подумал препарировать на предмет "а может/не может такое быть".
12.09.2012 в 01:54

такая интеллектуальная и дружелюбная порода, что уживется даже с крокодилом (с)
Kriemhild von Tronege, финал Альфано и меня бесит, но там произведение, эээ, совсем другое.
хотя бы - другой эстетической ценности.

впрочем, кино я не люблю и не понимаю, так что рассуждать о нём не имею права)
12.09.2012 в 11:30

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
...ДШБ..., согласна; "стрелы против танков" - это очень красиво в плане мужественной обречённости и пр., равно как и атака кавалерии на боевых роботов :) . И когда трагизм достигает - ну, или способен достичь такого уровня, - вдруг непонятно откуда берётся победа... Так что если бы это подавалось как эпос, финал таким бы счастливым всё равно не был, но всё же согласна, как легенда - было бы лучше. С другой стороны, с тоном легенды очень легко переборщить и сделать лажу.
А в каком плане обмусоливают великое побоище? :)

canto_et_spero, ну что ты, я же не приравнивала Кэмерона к Пуччини! Я просто как пример - вот такое бесит меня в некоторых хэппи-эндах. Естественно, каждое произведение существует на своём уровне.
Рассуждать о кино ты имеешь полное право, тем более что мы обсуждали мою нелюбовь к хэппи-эндам ;-). Другое дело, если ты его не любишь - наверное, тебе это не очень интересно... в этом плане мне особенно приятно, что тебе нравятся мои атчоды.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail