Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
читать дальшеЯ тут послушал плохого и отличного "Голландцев", и прекрасная Астрид Варнай во втором из них сподвигла меня на пост. Имею сказать о музыке Вагнера.
Субъективное, конечно. Любой человек скажет, что начало увертюры к "Голландцу" показывает нам бурное море, а всё остальное уже на вашей совести. И вот я хочу сказать, что для меня Вагнер - вернее, то, что я о нём знаю, - очень осязаемый и, как бы это сказать, физический, вещественный. Там настоящее море, настоящий ветер и бьётся живая селёдка в сетях. То есть его романтическая опера что угодно, кроме оторванной от реальности истории. Романтизм романтизмом, фантастика фантастикой, - а всё это происходит взаправду. А не в голове у Сенты.
Собственно говоря, тут приходится вернуться к самому гениальному режиссёрскому приёму всех времён и народов и повторить, что надо быть полным идиотом, чтобы поставить "Голландца" как фантазии Даландовой дочки. Потому что мы не с нашей коммунальной меркой должны к этой опере подходить. Да даже и с такой меркой - ведь Голандец существует на самом деле, мы его в самом начале видели своими глазами/слышали своими ушами! Всё, тема фантазий исчерпана.
Лично я бы пошёл даже дальше и утверждал бы, что Сента не должна напоминать Офелию или какую-нибудь другую романтическую деву с томным взором, устремлённым вдаль. И экзальтированной истеричкой она, как в моём предпоследнем "Голландце" не является. В той записи, кстати, отличная находка Клемперера: при первом музыкальном появлении Сенты её голос почти сливается с оркестром и только слегка как бы приподнимается на волне музыки, словно скользит. Такое светлое виденье. Но вот дальше начинается сплошное увы, поэтому я перейду снова к своим измышлизмам и скажу, что Сента даже не совсем светлое виденье. Если б она была ангелоподобной девой, её играть было бы даже в чём-то проще. А она светлое виденье, но с огнём в груди, и при этом очень живая, где-то даже земная. Это Герда, а не Снежная королева. Музыка потому что такая - огонь.
У этой дочки рыбака сияют глаза, руки красные от холода. Я думаю даже, что она прядёт в начале своей первой сцены, а не сидит просто так - и только потом останавливается, потому что её настигло...
Конечно, я выстраиваю определённое противопоставление её Голландцу, но оно действительно существует. Это же встреча ада с небесами в месте, где кончается земля и начинается море. И Сента бросается в море в конце - в чуждую стихию, - чтобы вырвать своего возлюбленного из этой стихии. У нас здесь не только противопоставление Голландца и Сенты окружающей массовке, но и противопоставление их, да ведь и главный конфликт - между ними. Конфликт "художника и толпы" здесь второстепенен, потому что Голландец считает себя обманутым из-за внутреннего убеждения, а не из-за какого-то там Эрика - вернее, Эрик это просто толчок, повод. И история-то про то, как любовь сняла проклятье и искупила грехи, как ни странно об этом говорить. Когда мне лишний раз хотят напомнить, что такого в жизни не бывает, Голландец - труп, а Сента - привидение, я хочу сказать многое... многое
. Потому что живые они, оба, а в Сенте столько жизни, что на двоих хватит, что у слушателя должно горло перехватывать. И оба они сильные. Довольно редкий случай, когда двое равны и достойны друг друга. Но почему-то Сенту труднее сыграть, чем Голландца... для этого нужно больше веры и очень много силы. Или просто хороших баритонов было больше?)))
Субъективное, конечно. Любой человек скажет, что начало увертюры к "Голландцу" показывает нам бурное море, а всё остальное уже на вашей совести. И вот я хочу сказать, что для меня Вагнер - вернее, то, что я о нём знаю, - очень осязаемый и, как бы это сказать, физический, вещественный. Там настоящее море, настоящий ветер и бьётся живая селёдка в сетях. То есть его романтическая опера что угодно, кроме оторванной от реальности истории. Романтизм романтизмом, фантастика фантастикой, - а всё это происходит взаправду. А не в голове у Сенты.
Собственно говоря, тут приходится вернуться к самому гениальному режиссёрскому приёму всех времён и народов и повторить, что надо быть полным идиотом, чтобы поставить "Голландца" как фантазии Даландовой дочки. Потому что мы не с нашей коммунальной меркой должны к этой опере подходить. Да даже и с такой меркой - ведь Голандец существует на самом деле, мы его в самом начале видели своими глазами/слышали своими ушами! Всё, тема фантазий исчерпана.
Лично я бы пошёл даже дальше и утверждал бы, что Сента не должна напоминать Офелию или какую-нибудь другую романтическую деву с томным взором, устремлённым вдаль. И экзальтированной истеричкой она, как в моём предпоследнем "Голландце" не является. В той записи, кстати, отличная находка Клемперера: при первом музыкальном появлении Сенты её голос почти сливается с оркестром и только слегка как бы приподнимается на волне музыки, словно скользит. Такое светлое виденье. Но вот дальше начинается сплошное увы, поэтому я перейду снова к своим измышлизмам и скажу, что Сента даже не совсем светлое виденье. Если б она была ангелоподобной девой, её играть было бы даже в чём-то проще. А она светлое виденье, но с огнём в груди, и при этом очень живая, где-то даже земная. Это Герда, а не Снежная королева. Музыка потому что такая - огонь.
У этой дочки рыбака сияют глаза, руки красные от холода. Я думаю даже, что она прядёт в начале своей первой сцены, а не сидит просто так - и только потом останавливается, потому что её настигло...
Конечно, я выстраиваю определённое противопоставление её Голландцу, но оно действительно существует. Это же встреча ада с небесами в месте, где кончается земля и начинается море. И Сента бросается в море в конце - в чуждую стихию, - чтобы вырвать своего возлюбленного из этой стихии. У нас здесь не только противопоставление Голландца и Сенты окружающей массовке, но и противопоставление их, да ведь и главный конфликт - между ними. Конфликт "художника и толпы" здесь второстепенен, потому что Голландец считает себя обманутым из-за внутреннего убеждения, а не из-за какого-то там Эрика - вернее, Эрик это просто толчок, повод. И история-то про то, как любовь сняла проклятье и искупила грехи, как ни странно об этом говорить. Когда мне лишний раз хотят напомнить, что такого в жизни не бывает, Голландец - труп, а Сента - привидение, я хочу сказать многое... многое

@темы: Летучий Голландец, театр, музыка
Это Герда, а не Снежная королева. Музыка потому что такая - огонь.
Потому что живые они, оба, а в Сенте столько жизни, что на двоих хватит, что у слушателя должно горло перехватывать. И оба они сильные. Довольно редкий случай, когда двое равны и достойны друг друга.
Вот, вот! Всё верно!
Насколько люблю эту оперу, настолько же не выношу, когда Сенту опускают (а опускают почти всегда, даже без дурного умысла). Один из лучших женских оперных образов вообще, но, видимо, трудный для воплощения. Хороших (пусть не супер-пупер) Голландцев легче найти, чем приемлемую Сенту. Постоянно поют что-то не то!
Ещё не выношу, когда Сенту какие-то пищалки поют.
Варнай хороша, очень хороша! Мне её тембр не очень, но в образ она попадает точнее большинства. Она и женственная, и сильная.
Да, и вот это очень хорошо сказано:
Это же встреча ада с небесами в месте, где кончается земля и начинается море.
Спасибо
Насколько люблю эту оперу, настолько же не выношу, когда Сенту опускают (а опускают почти всегда, даже без дурного умысла)
Не у всех получается сыграть, к сожалению... Особенно - вот да, если пищалка!!
Один из лучших женских оперных образов вообще, но, видимо, трудный для воплощения.
А есть ли вот ещё где-то такая пара равных, как Голландец и Сента? Амелия вот, - я "Бокканегру" целиком не слушала, но там она с тенором вроде как не наравне.
Да, и вот это очень хорошо сказано:
Это же встреча ада с небесами в месте, где кончается земля и начинается море.
Нет, не наравне. Тенор там хоть и не вполне безнадёжный представитель своего вида, но всё равно... тенор.
Пары равных встречаются, когда от обоих тошнит.
Меня тут успокоили, что и сам композитор с нами согласен
В данном случае мне это не так важно, потому что этот композитор имел обыкновение писать фигню, типа "Зигфрида-социалиста, свергающего власть капитала".
Что-то мне в связи с тенорами подумалось в обратку про Зигмунда, но не знаю, насколько Зиглинда...
В данном случае мне это не так важно, потому что этот композитор имел обыкновение писать фигню, типа "Зигфрида-социалиста, свергающего власть капитала".
Ой да
А мне вот мрачная мысль пришла, что в парах тенор-сопрано слишком часто тенор представляет собой более слабую сторону
А мне вот мрачная мысль пришла, что в парах тенор-сопрано слишком часто тенор представляет собой более слабую сторону
А почему мрачная? То есть невесело, конечно, но оно везде так... более того, сопрано и бас/баритон ещё "борются" за тенора порой
Это верно, она по-другому хороша. Но я бы сказал, тут вся пара масштабом поменьше.
А почему мрачная?
Потому что когда М слабее Ж - это жалкое зрелище.
А в "Доне Карлосе" пара Кабалье-Доминго на мой взгляд идеальное воплощение пары Елизавета-Карлос...
Да, идеальное! И Ваша цитата тут в точку.
И странствия Зигмунда продлились всё же не так долго, как странствия Голландца
Потому что когда М слабее Ж - это жалкое зрелище.
Ой да
Да, идеальное! И Ваша цитата тут в точку.
Да там и весь треугольник идеальный
Так у него не было столь богатого отрицательного опыта по этой части.
Там бывают такие Карлосы...
О да.
А, это точно.
Вообще, у Зигмунда и Зиглинды всё куда яснее и проще, да и гармоничней, пожалуй. Хотя и там, и там любовь вспыхнула мгновенно, а у Сенты так и до встречи, в принципе, была.
А меня удивляет - неужто это считалось, типа, идеалом...
Я отказываюсь в это верить
А если ещё учесть, что именно тенора по сей день привлекают к себе больше всего внимания...
Хотя мне как-то говорили, что внимание к тенорам - это физика, и ничего не поделаешь. Ну, не знаю...
В опере да, вечно в центр персонажей-теноров пихают, но разве они от этого делаются интересней? Что там за хвизика такая?
Хвизика - в плане того, что теноровый голос типа привлекательней. А вообще это великий вопрос, и как-то при его обсуждении была высказана идея, что после того, как кастраты сошли со сцены, нужен был максимально высокий мужской голос как бы на замену...
Для кого? Я раньше разделял стереотип, что женщинам тенора нравятся (и удивлялся этому), но что в реале, что в сети постоянно вижу любительниц баритонов.
после того, как кастраты сошли со сцены, нужен был максимально высокий мужской голос как бы на замену.
После засилья кастратов наступило засилье теноров...
Вот мне и пытались этот стереотип протолкнуть. Автор высказывания была за теноров - чуть не единственный случай в моей карьере
После засилья кастратов наступило засилье теноров...
Час от часу не легче
Хотя с учётом того, какие персонажи были в моде (возвращаемся к этому
А, может, тут обратная связь?
Как знать... может, и так.
А, может, тут обратная связь?
Какая? Что какой голос - такой и персонаж?
Или самим композиторам больше нравилось...
Какая? Что какой голос - такой и персонаж?
Вроде того
Это смотря кому. Вот Верди, если посмотреть, на удивление часто ставил в центр оперы низкие голоса. И ещё имел пристрастие к "возрастным персонажам". Есть ведь даже понятие "вердиевский баритон", тогда как "вердиевский тенор" может быть разве что фразой для (само)рекламы. Не думаю, что ему нравились эгоистичные истерички в штанах - но без них было нельзя, певуны обидятся, народ не поймёт.
Вот Каррерас мне прямо-так оправдал Энцо в "Джоконде", хоть тот козёл каких мало, а Доминго этого Энцо спел ТАК, что он ещё в три раза мерзее стал, аж вспоминать не хочется.
У Каррераса я даже к Дону Карлосу отнёсся с сочувствием, а что спел Доминго... сами знаете. Но Доминго это вообще хронический-прехронический тенор. Сколько бы ни лез в баритоны...
А точно! Я как-то об этом не задумывалась... Вот ведь и Карлос упоминавшийся - главный герой всё-таки Родриго...
хотя мне-то лично интересней всех ФилиппВот когда автор не любит баритонов это видно - он пишет что-то вроде того, что писал Чайковский
А где у него возрастные персонажи в центре композиции стоят?
Не думаю, что ему нравились эгоистичные истерички в штанах - но без них было нельзя, певуны обидятся, народ не поймёт
Ну, всё-таки не всегда истерички, и что-то своё он в них, я верю, привносил. Просто потому что персонажей своих надо любить, даже если на заказ работаешь.
У Каррераса я даже к Дону Карлосу отнёсся с сочувствием
Тысяча чертей, надо послушать!
У него вообще все получаются достойными людьми
Но Доминго это вообще хронический-прехронический тенор.
И даже хуже...
Риголетто, Симон Бокканегра - это те, кто совсем-совсем в центре. Набукко и Макбет тоже, думаю, не юноши. Но я имел в виду вообще его пристрастие к таким персонажам, даже если формально они не главные (хотя так ли много значит это "формально" - Филипп всё равно перевешивает Карлоса, хоть опера и зовётся именем последнего, Сильва по меньшей мере не уступает Эрнани..) У Верди вообще фишка такая - нравятся ему персонажи пожившие, отягощённые, на них его просто "прорывает".
И даже хуже...
Аааа, позор на мою голову, слона-то я и не приметил
Помнится, Риголетту ещё на тенора требовали заменить.
Фанаты Доминго.Но я имел в виду вообще его пристрастие к таким персонажам, даже если формально они не главные
Это факт!
Ну а в самом деле, сложный и отягощённый персонаж интереснее табулы расы, которая разве что ферматы хорошо берёт
Родриго вот тоже юный, правда, но у него есть Долг и Честь... а конфликт тенора всегда замешан на лямуре. Лямур же может быть интересным, только если усложнить, ИМХО. То-то Верди любил гюгошные любовные квадраты, а то и пентаграммы какие, вроде как в "Доне Карлосе"...
Я как-то мало слышала теноров в этой области... один реквием Моцарта и вспомнился
В религиозной музыке меня даже контра как-то поразил
Ага, в рамках акции им. Доминго "Не оставим никакого персонажа неопоганенным"... Если он доберётся до Голландца, как грозился, то вообще будет жесть.
а конфликт тенора всегда замешан на лямуре.
Причём конфликт этот, как правило, сводится к тому, что он требует лямура к себе. :-))
Ну а в самом деле, сложный и отягощённый персонаж интереснее табулы расы
Вот-вот!!
Да, и у меня так было с Шоллем.
Высокий голос в религиозной музыке воспринимается действительно как нечто "не от мира сего", если про христианскую музыку говорить.
Ну, я имела в виду, ещё тогда, перед первой премьерой
Если он доберётся до Голландца, как грозился, то вообще будет жесть
Хаген, ну много страшных вещей происходит в мире, но этого быть НЕ ДОЛЖНО! А то корабль под багровыми парусами таки приплывёт к тому театру, где будет премьера... и ударит из пушек сорокаорудийный трёхмачтовый бриг (с).
Причём конфликт этот, как правило, сводится к тому, что он требует лямура к себе. :-))
Баритон и бас тоже требуют, но они это делают интереснее
А какие есть оперы, замешанные не на лямуре, кроме "Убийства в соборе"? Ну, и, может, россиниевского "Моисея", хотя там линия тоже есть...
Макбет, хотя я не поклонник этой оперы (из-за любви к первоисточнику), в Набукко лямур второстепенен, Двое Фоскари... что-то сплошной ранний Верди.
С матерью и сыном вообще так забавно, по-моему - "читатель ждёт уж рифму "розы", а тут такой облом...
О, так ведь "Парсифаль"! Вот уж где лямура нет...
А можно ли считать Дона Джованни оперой без лямура?)))