Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
27.05.2015 в 19:33
Пишет Рыжий:Коротко
пришла в умылы прекрасная Рельмо и элегантно с ноги вынесла мне мозг книжкой.
Жуков "Биология поведения. Гуморальные механизмы".
Начала читать главу про стресс и пропала как все на свете.
Один из ярких примеров выработки выученной беспомощности у больших групп людей — «трудовые лагеря» фашистской Германии, активно функционировавшие до начала мировой войны89. Их задачей было перевоспитание личности, которое проводилось с помощью непредсказуемого стрессорного воздействия. Правила внутреннего распорядка в лагере постоянно менялись, о чем не сообщалось заключенным. При этом любое нарушение этих правил каралось. Кроме этого, достаточно грубого приема, применялась «иррационализация»: заключенных заставляли выполнять действия, лишенные какого-либо смысла. Например, не только рыть ямы и тут же засыпать их, что заключенные могли бы объяснить садизмом конкретного охранника, но и попросту регулярно выслушивать правила внутреннего распорядка, которые и без того были вывешены на каждом
столбе. В результате, подобно собаке Шенгер-Крестовниковой, заработавшей невроз в бесплодных попытках понять законы окружающего их мира, заключенные всего за несколько месяцев выучивались беспомощности.
Они выходили на свободу новыми людьми — лишенными собственной жизненной энергии и, следовательно, легко управляемыми.
<...>
Эффективное применение неконтролируемой ситуации с целью создания выученной беспомощности и повышения управляемости человека описано У. Шекспиром в «Укрощении строптивой» — пьесе, которую принято считать «шедевром комедийного искусства». Петруччо, сам и через своих слуг, постоянно унижает жену, морит ее голодом, заставляет делать и
говорить нелепости. В итоге своевольная Катарина превращается в существо, полностью лишенное собственной воли. Заключительный монолог Катарины — это апология покорности:
…Как подданный обязан государю,
Так женщина — супругу своему.
Когда ж она строптива, зла, упряма
И не покорна честной воле мужа, —-
Ну чем она не дерзостный мятежник,
Предатель властелина своего?
За вашу глупость женскую мне стыдно!
Вы там войну ведете, где должны,
Склонив колени, умолять о мире;
И властвовать хотите вы надменно
Там, где должны прислуживать смиренно.
Примечательно, что испытания Катарины, как пишет критик, «…закончатся не тоской и неволей, а большим человеческим счастьем». И в самом деле, в репликах укрощенной Катарины, в ее поведении мы не можем найти и намека на страдание. Действительно, субъективное ощущение
благополучия может присутствовать при выученной беспомощности, и в этом ее большое достоинство как метода управления людьми. Удовлетворенность новым, пассивным отношением к окружающему миру у заключенных концентрационного лагеря отмечал и Бруно Беттельхейм (широко известный специалист по детской психологии), называя выработку вы-
ученной беспомощности «воспитанием детского мироощущения». Следует подчеркнуть важный методический момент в поведении Петруччо. Он унижает Катарину не в ответ на проявление своеволия, а без всякого повода. Благодаря непредсказуемости воздействия отрицательные
эмоции Катарины являются не реакцией на те или иные нежелательные формы поведения, а совершенно бессистемно. Именно отсутствие какой-либо причинно-следственной связи между поведением объекта и неприятным для него воздействием и является непременным условием для того, чтобы ситуация стала неконтролируемой. Если же наказание, пусть даже
весьма суровое, будет следовать строго за определенными поступками, то субъект научится избегать таких поведенческих форм, но общая управляемость его поведения не увеличится, т. к. сформируется не выученная беспомощность, а условный рефлекс избегания определенных ситуаций.
(с)
Песня же. ПЕСНЯ!!!
URL записипришла в умылы прекрасная Рельмо и элегантно с ноги вынесла мне мозг книжкой.
Жуков "Биология поведения. Гуморальные механизмы".
Начала читать главу про стресс и пропала как все на свете.
Один из ярких примеров выработки выученной беспомощности у больших групп людей — «трудовые лагеря» фашистской Германии, активно функционировавшие до начала мировой войны89. Их задачей было перевоспитание личности, которое проводилось с помощью непредсказуемого стрессорного воздействия. Правила внутреннего распорядка в лагере постоянно менялись, о чем не сообщалось заключенным. При этом любое нарушение этих правил каралось. Кроме этого, достаточно грубого приема, применялась «иррационализация»: заключенных заставляли выполнять действия, лишенные какого-либо смысла. Например, не только рыть ямы и тут же засыпать их, что заключенные могли бы объяснить садизмом конкретного охранника, но и попросту регулярно выслушивать правила внутреннего распорядка, которые и без того были вывешены на каждом
столбе. В результате, подобно собаке Шенгер-Крестовниковой, заработавшей невроз в бесплодных попытках понять законы окружающего их мира, заключенные всего за несколько месяцев выучивались беспомощности.
Они выходили на свободу новыми людьми — лишенными собственной жизненной энергии и, следовательно, легко управляемыми.
<...>
Эффективное применение неконтролируемой ситуации с целью создания выученной беспомощности и повышения управляемости человека описано У. Шекспиром в «Укрощении строптивой» — пьесе, которую принято считать «шедевром комедийного искусства». Петруччо, сам и через своих слуг, постоянно унижает жену, морит ее голодом, заставляет делать и
говорить нелепости. В итоге своевольная Катарина превращается в существо, полностью лишенное собственной воли. Заключительный монолог Катарины — это апология покорности:
…Как подданный обязан государю,
Так женщина — супругу своему.
Когда ж она строптива, зла, упряма
И не покорна честной воле мужа, —-
Ну чем она не дерзостный мятежник,
Предатель властелина своего?
За вашу глупость женскую мне стыдно!
Вы там войну ведете, где должны,
Склонив колени, умолять о мире;
И властвовать хотите вы надменно
Там, где должны прислуживать смиренно.
Примечательно, что испытания Катарины, как пишет критик, «…закончатся не тоской и неволей, а большим человеческим счастьем». И в самом деле, в репликах укрощенной Катарины, в ее поведении мы не можем найти и намека на страдание. Действительно, субъективное ощущение
благополучия может присутствовать при выученной беспомощности, и в этом ее большое достоинство как метода управления людьми. Удовлетворенность новым, пассивным отношением к окружающему миру у заключенных концентрационного лагеря отмечал и Бруно Беттельхейм (широко известный специалист по детской психологии), называя выработку вы-
ученной беспомощности «воспитанием детского мироощущения». Следует подчеркнуть важный методический момент в поведении Петруччо. Он унижает Катарину не в ответ на проявление своеволия, а без всякого повода. Благодаря непредсказуемости воздействия отрицательные
эмоции Катарины являются не реакцией на те или иные нежелательные формы поведения, а совершенно бессистемно. Именно отсутствие какой-либо причинно-следственной связи между поведением объекта и неприятным для него воздействием и является непременным условием для того, чтобы ситуация стала неконтролируемой. Если же наказание, пусть даже
весьма суровое, будет следовать строго за определенными поступками, то субъект научится избегать таких поведенческих форм, но общая управляемость его поведения не увеличится, т. к. сформируется не выученная беспомощность, а условный рефлекс избегания определенных ситуаций.
(с)
Песня же. ПЕСНЯ!!!
Отличный анализ... Хорошо, что поделился ))
Впрочем, я бы сам мизогином его назвал бы только в конкретном Укрощении.
А что такое с собаками? Я всю жизнь думал, что собак надо воспитывать чётко — за это наказание, за это поощрение...
Понимаешь, чёткость чёткостью, а всё же воспитание требует знаний, терпения, времени, особенно когда поведенческая проблема уже существует. Но многим людям впадлу, им хочется всего и сразу - универсальную вундервафлю для любой проблемной собаки без разбору. ЦезарьМилан такую вундервафлю предлагает - пара дней "занятий", и собака будет ползать на брюхе, обходить хозяина по широкой дуге и не поднимать глаз от пола. Конечно, это исключает какого-либо взаимодействия с собакой, но для любителей почувствовать себя альфа-самцом выглядит как желаемый результат.
Основной цезарьмилановский метод - подталкивать собаку к действиям, за которые она же и будет наказана, спровоцировать защитную агрессию и затем "бороться" при помощи подвешивания на поводке, пока собака не сдастся. (Фактически, через подобный "слом" действуют и все цирковые дрессировщики, и все берейторы.) При этом собака находится в т.н."красной зоне" стресса (учащённое дыхание, расширенные зрачки, возбуждённый пенис у кобелей, некоторые мочатся от страха), но поскольку она лежит и больше не пытается избежать негативного воздействия, это выдаётся за "спокойствие, умиротворение и послушание".
Нетрудно догадаться, что психологические проблемы собак подобный опыт только усугубляет, и многие, сбитые с толку, становились неуправляемыми, попадали в приюты или под усыпление - о чём по телеку уже не говорили. По телеку показывали "чудо-эффект", и у ЦезарьМилана появились последователи, в т.ч. в степях российских, ащще без кинологического образования (как и сам Милан, кстати, - он просто шоумэн). Как-то так.