Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
С некоторым удивлением задумался о своеобразной теме в литературе и особенно в кинематографе: что дети-де, вырастая, предают свои игрушки.
Таких сюжетов очень много — от "Оторвали мишке лапу" до диснеевской "Игрушечной истории". И вечный припев: игрушки страдают, когда хозяева покупают себе новые или вообще перестают играть. Особенно, конечно, то, что подросшие дети задумались о романтике и любви. Страшнее этого вообще ничего нет. Какая-такая девушка, парень, ты же не хочешь обидеть своего плюшевого зайца!
Интересно, с чем это связано? Я понимаю, одушевление предметов, хоть сколько-нибудь напоминающих человека или человеческое лицо (например, "морды" машин) — это свойство человеческой психики. А игрушки такими специально создаются.
Но это описание взросления как предательства, откуда оно взялось? Посмотрите, ведь по обе стороны океана тема "Игрушки — это вам не игрушки" крайне популярна.
Я имел перед глазами примеры детей, которые после просмотра той же "Игрушечной истории 2" чувствовали себя виноватыми перед собственными, прости Господи, куклами (это был не я, ежели что, я всегда был бесчувственным и не плакал, даже когда убили Муфасу, что уж говорить об игрушках).
Вот в чём смысл этого? Инфантилизм? Задержать детей на вечном пороге пубертата?
Если смотреть на тему более широко, не в контексте игрушек, то у нас есть тот же Крапивин с его описанием взросления как смерти, предательства и зашквара одновременно, а пубертат для него — самый отвратительный из процессов, особенно у девочек. Но это это часть большой темы пугающего взросления, а вот именно игрушки почему — не понимаю. Сами дети ведь далеко не всегда их одушевляют. Не понимаю, короче.
Таких сюжетов очень много — от "Оторвали мишке лапу" до диснеевской "Игрушечной истории". И вечный припев: игрушки страдают, когда хозяева покупают себе новые или вообще перестают играть. Особенно, конечно, то, что подросшие дети задумались о романтике и любви. Страшнее этого вообще ничего нет. Какая-такая девушка, парень, ты же не хочешь обидеть своего плюшевого зайца!
Интересно, с чем это связано? Я понимаю, одушевление предметов, хоть сколько-нибудь напоминающих человека или человеческое лицо (например, "морды" машин) — это свойство человеческой психики. А игрушки такими специально создаются.
Но это описание взросления как предательства, откуда оно взялось? Посмотрите, ведь по обе стороны океана тема "Игрушки — это вам не игрушки" крайне популярна.
Я имел перед глазами примеры детей, которые после просмотра той же "Игрушечной истории 2" чувствовали себя виноватыми перед собственными, прости Господи, куклами (это был не я, ежели что, я всегда был бесчувственным и не плакал, даже когда убили Муфасу, что уж говорить об игрушках).
Вот в чём смысл этого? Инфантилизм? Задержать детей на вечном пороге пубертата?
Если смотреть на тему более широко, не в контексте игрушек, то у нас есть тот же Крапивин с его описанием взросления как смерти, предательства и зашквара одновременно, а пубертат для него — самый отвратительный из процессов, особенно у девочек. Но это это часть большой темы пугающего взросления, а вот именно игрушки почему — не понимаю. Сами дети ведь далеко не всегда их одушевляют. Не понимаю, короче.
То еще есть тема с "когда ребенок перестает верить в фей, его фея умирает", как в "Питере Пэне".
Да и вся история Питера Пэна, мальчика, который не хотел взрослеть...
Причем грузят это взрослые. Может быть - не сумевшие полностью принять взрослый мир или разочаровавшиеся в нем? Как раз в том случае, когда взрослый мир - это про унылую лямку, отсутствие безопасности и смысла?
При этом вряд ли оно с осознанной целью, когда у идеи задержать детей в детстве есть ответ на вопрос "зачем". Скорее, есть только "почему" - попытаться скомпенсировать не получившееся в своей жизни на ком-то другом. Как иной раз мать, которая мечтала, но не сложилось, отдает дочь в балетную школу (а дочери оно на фиг не надо).
1. Когда перестаешь играть в свои игрушки, стоит их подарить ребенку помладше. Иначе и правда грустно, особенно если игрушки хорошо сохранились. У меня есть некое внутреннее убеждение, что иметь вещи, не используя их и не давая другим пользоваться ими несколько аморально. Игрушки, которые просто пылятся, одежда, которая тупо висит в шкафу... Грустно это и неправильно.
2. Может, здесь присутствует мысль, что предательство - неотъемлемая часть жизни? Ты же бросаешь не только старые игрушки - со школьными товарищами, например, тоже общаться перестаешь. Мы все кого-то предаем и нарушаем обещания, без этого невозможно.
Но, честно говоря, это, скорее всего, просто желание обыграть грустную тему. Выжать слезу, так сказать.
То есть, грубо говоря, причина актуальности темы - не проблема взросления, а проблема стремления к взрослению, лжи самому себе, стыда за самого себя, свои увлечения, своего плюшевого мишку, с которым спишь и за которого засмеют, потому что ты ж уже взрослый. "Быть ребенком не стыдно", "играть не стыдно", играть в ролевые игры не стыдно, даже если ты уже взрослый, верить в сказки не стыдно, вот это все.
"Историю игрушек" не смотрела, может, там совсем про другое)
А про "оторвали мишке лапу" - это элементарное же прививание сочувствия и человечности для самых маленьких) Если у мишки есть имя, если ты с ним разговариваешь - то нефиг его потом головой об пол за ногу, когда у тебя плохое настроение) назвал груздем - обращайся соответственно)))
В целом-то меня просто бомбануло с одушевления игрушек и чувства вины перед неодушевлёнными предметами)). Ладно хоть феи! Их не существует, но можно в них, по крайней мере, верить.
Масонская ложечка, а почему бы просто не выбросить игрушки? О__о Это же... игрушки.
Идея про предательство, на мой взгляд, ещё хуже идеи "детьми было лучше". Ну перестал общаться, взаимный интерес пропал — а вона чо, сразу предательство.
Noordkrone, в целом, если бы идея была такова, всё было бы не так плохо. Но идея "невинного святого детства" завязана на биологическое взросление прежде всего. Как у Льюиса: Сьюзан стала интересоваться мальчиками, какой ужас, поэтому в Нарнию не попала. Как у Крапивина, с отвращением описывающего четырнадцатилетних "кобыл", которых нельзя больше подпускать к парусам (это я про "Рыжее знамя упрямства"). Это ханжеское отношение к взрослению, к телесности в том числе. По крайней мере, истоки этого отношения у викторианцев, насколько знаю, именно таковы. Они считали, что дети не знают греха. Прежде всего — греха похоти, конечно.
Был ещё очень показательный рассказ — конечно, не сравнить с такими мэтрами, как вышеупомянутые, но просто он показывает этот стереотип как под лупой, — в одном сборнике фантастики. Я не помню название, но загуглю сейчас. Там подростки постапокалиптического мира нашли машину с законсервированными воспоминаниями, которые можно, подключившись, ощутить как собственные. И натыкаются на воспоминания осуждённого преступника, который подключался вот так же к воспоминаниям детей. Его судят и казнят за вторжение в жизни детей, типа как педофилия и детская порнография, только ещё хуже. А он-то просто хотел снова стать ребёнком, потому что жизнь взрослого ужасна, чувства уже не так остры, и вообще никаких удовольствий. Просто потому что он вырос. И герои рассказа в ужасе от того, что оказались в шкуре этого больного: неужели все взрослые чувствуют то же? До кучи часть героев скоро должны выгнать из подростковой тусы во взрослую по правилам местной стаи. И они так красноречиво смотрят на открытые окна после этого, а автор поддерживает. Типа да, взрослым быть ужасно просто потому что.
Что касается слишком раннего перерастания. ИМХО, плохо всё, что делается насильно. Топтать детскую веру во что-то - жестоко. Но и лицемерить - не менее гадко. Когда ребёнок давно не верит в Деда Мороза, продолжать его обманывать и фальшиво возмущаться, когда он говорит "Да я знаю, кто это был в шубе, это актёр из театра/наш трудовик/тётя Валя" — убьёт его веру в чудо ещё надёжнее, и заодно убедит, что взрослые всегда врут.
Некоторые упомянутые мной произведения стыдят именно за взросление, выставляя, к тому же, всех взрослых мерзкими бездуховными существами. При этом взросление неизбежно, что порождает дополнительное ощущение тлена. Тлена, близкого потерянным в этой жизни взрослым, но не детям, которые будут это читать и смотреть.
Тут странность в том, что ты как бы вообще не должен отрываться от старого мишки, даже если он тебе не нужен: мишка же будет страдать!
О, кстати, ещё мультик в тему - второй "Оленёнок Рудольф", но он малоизвестен у нас, по-моему.
"Оторвали мишке лапу" это хорошее произведение, не спорю)). Я намеренно сказал, что таких произведений много, очень разных. Та же "Игрушечная история" тоже неплохой мультик про дружбу.
Я сейчас вспоминаю, что мне в детстве говорили: какие у тебя игрушки, а ты не ценишь! Я в детстве бы душу продала (это мать говорила). О таком мы могли только мечтать! Я чувствовал себя очень виноватым, что мне не все мои игрушки нравятся)). Но и отношение родителей "мне бы такое в детстве" не полностью для меня объясняет феномен одушевления игрушек и внушения чувства вины за их выдуманные страдания. Страдания, вызванные тем, что дети их "бросают". Загадочно как-то.
Про невинность, по-моему, тоже с викторианщины, про "творческие" - в упор не помню, может быть.
Взросление плохо - в плане греховной телесности, кажется, да, из викторианщины идет. Более широкий пласт - вокруг возведения на пьедестал веры в сказку/чудо/эдельвейсы/хрустальные замки - кажется, чуть попозже началось, но точно не скажу.
Такое ощущение, что некое отношение к наивному и детскому, как к однозначно позитивному и однозначно противопоставляемому взрослому (где все тлен и никаких тебе чудес и хрустальных замков, рассыпающихся от малейшего критического взгляда) как-то так и развивалось - от викторианского "дети невинны, секс греховен, достиг половой зрелости - все, увы тебе" к "о, у нас же кроме телесности и секса есть богатый внутренний мир, у детей ведь еще и он особый, гораздо чище и лучше взрослого!"
И пошло-поехало. Льюис, Барри, Крапивин...
Неизбежный тлен взросления, идея "как бы остаться ребенком до старости" и самое прекрасное - когда "нам вечно семнадцать"...
И только сравнительно недавно начинает вылезать в художественных произведениях идея, что взросление само по себе не такой уж тлен и взрослый взгляд на мир - это не обязательно "когда все скучное и серое".
В целом-то меня просто бомбануло с одушевления игрушек и чувства вины перед неодушевлёнными предметами)). Ладно хоть феи! Их не существует, но можно в них, по крайней мере, верить.
Так оно ж принципиально не отличается - вера в фею от веры в то, что игрушка является одушевленной. Психологическая база одна, детали отличаются.
Это не в тему твоего поста, конечно, но)) Потому что я считаю, что каждую вещь нужно использовать, пока она не придет в негодность и ее нельзя будет починить. На производство этой игрушки были потрачены ресурсы, электричество и так далее. Просто обидно ее выбросить, например, через пару лет после того, как она была куплена. Человечество и так производит слишком много вещей - особенно для европейского региона. Ну, я антиконсьюмерист и у меня, типа, принципы такие.
У Льюиса Сьюзен виновата главным образом потому, что она стала отрицать сам факт существования Нарнии. Говорила:"Неужели вы все еще верите а наши дурацкие детские игры?" То есть она предала то, что любила. Отреклась от этого. Интерес к косметике и мальчикам - это уже побочное, что не мешает его тоже осуждать) Я хорошо помню, потому что Сьюзен в детстве была моим любимым персонажем.
Как у Крапивина, с отвращением описывающего четырнадцатилетних "кобыл"
Я Крапивина вообще не читала, но, может, это такая подаренная защита? В моем детстве и подростковом возрасте часто были эпизоды, когда над кем-то смеялись и общались снисходительно, потому что они еще верят в Деда Мороза/у них нет парня/они не знают, что означает какое-то слово - матерное или связанное с описанием полового акта/их еще провожают в школу родители/им еще не разрешили носить каблуки и краситься/у них еще не начались месячные. И так далее, и тому подобное. А это немного работает как "ответный удар" - идите, мол, нахуй с вашими поцелуями и каблуками, мне и ребенком неплохо.
Дети же часто думают, что старше значит круче. Я сама, лол, любила постебать тех, кто читал Дюма и Жюль Верна снисходительным: "Это для маленьких, я такое в третьем классе любила". И сейчас немного жалею о таком отношении. Классно, что я прочитала "Войну и мир" и "Илиаду" в 10-11 лет. Но они бы от меня и позже никуда не убежали. А вот того же Крапивина или Астрид Линдгрен я и не читала почти, не успела. Обидно.
Такое ощущение, что некое отношение к наивному и детскому, как к однозначно позитивному и однозначно противопоставляемому взрослому (где все тлен и никаких тебе чудес и хрустальных замков, рассыпающихся от малейшего критического взгляда) как-то так и развивалось - от викторианского "дети невинны, секс греховен, достиг половой зрелости - все, увы тебе" к "о, у нас же кроме телесности и секса есть богатый внутренний мир, у детей ведь еще и он особый, гораздо чище и лучше взрослого!"
И пошло-поехало. Льюис, Барри, Крапивин...
Мне кажется, это всё равно своим истоком имеет отвращение к телесности и сексуальности. Типа, если ты хочешь заниматься сексом или, о ужас, занимаешься им, то не можешь быть высокодуховным. У детей внутренний мир чище, потому что они не потеряли невинность, а невинность теряется с появлением интереса к противоположному полу. Забавно, но по такой логике секс вытесняет и веру, и творчество, чего не хватишься — ничего нет.
В тему викторианщины: знаешь этот прикол про то, почему беднягу Кэролла выставили педофилом?))
А где, например, такое есть? Я наверняка читал и смотрел, но не могу вспомнить названий.
На самом деле, наверное, действительно, одна, но моё сознание отказывается это воспринять
Масонская ложечка, а, в этом плане. Да, понял и соглашусь с этим.
Тут мнения читателей Льюиса разнятся). В любом случае, он сваливает в одну кучу предательство Нарнии, косметику и мальчиков, как будто это взаимосвязанные вещи. А, во-вторых, он осуждает косметику и мальчиков, потому что пиздуховно. Льюис был человеком своей эпохи, и я в его произведениях люблю многое, но это просто фу.
Что же до предательства Нарнии... безусловно, в литературном произведении оно так, а вот в жизни меня испугал бы человек, который говорит, что у него в шкафу есть фэнтезийная страна. Собственно, я даже знаю минимум одного такого человека, и у него диагноз "шизотипическое расстройство". Тут весь вопрос в том, как мы воспринимаем законы художественного произведения и насколько применяем их к реальной жизни. На мой вкус, предательство Эдмунда было показано куда лучше: и то, что он подставил Люси, и то, что он потом сдал всех ведьме.
В смысле подаренная защита? Ты имеешь в виду, что Крапивин так защищает детей от травли со стороны более "продвинутых" сверстников? На мой взгляд, это, увы, не так, но Крапивин и его отношение к детям, девочкам, женщинам и пр. - отдельная тема для дискуссии. Я бы поговорил, но вряд ли тебе это будет интересно, раз ты его не читала)).
Да, я тоже с таким сталкивался в разном возрасте и в разных ситуациях. Но травля дело такое - было бы желание, а повод найдётся. Если все в классе верят в Деда Мороза, они будут травить того, кто не верит. Если только у одной девочки в классе начались месячные, травить будут её. Кстати, сам факт месячных при этом считается постыдным нередко. Вспоминаю эпизод в "Кэрри", где героиню подвергли унижениям именно за внезапно начавшиеся менархе.
Но согласен, многие дети хотят вырасти. По сути своей это хорошее желание, я считаю. Это стремление к развитию, к постижению нового, к изучению мира и своих возможностей. Но оно может принимать уродливые формы.
Астрид, мне кажется, не поздно прочесть и сейчас. А вот когда я уже взрослым открыл Крапивина, я был в ужасе. Своим детям дал бы прочесть буквально пару его повестей, но большая часть его творчества - упаси Бог.
А вот тут, кажется, две разных идеи...
1. Одушевление игрушки, вера в фею, в чудотворную икону, в бога, в водяного, желание пнуть/обругать неработающий компьютер базируется на свойстве нашей психики приписывать наличие психических процессов тому, что мы видим вокруг себя.
Оно может различаться в степени последовательности и серьезности:
- я говорю компу, что он умница и солнышко и через пять минут уже спокойно рассуждаю, что пора бы его поменять на другой, а этот выкинуть; через полчаса я опять скажу ему "котик, ну хватит тормозить уже". При этом в любой из моментов я, конечно же, отвечу, что прекрасно понимаю: это неодушевленный неразумный механизм.
- я верю, что за моей избой следит домовой и исправно оставляю для него блюдечко с молоком за печкой; это не меняется с течением времени, я никогда не брякну, что домовых не бывает, и даже не забуду при переезде о ритуале переселения домового в новый дом.
Но так или иначе, постоянно или отдельными проявлениями (да еще и с элементом - "ну да, это игра, конечно, я не всьерьез... котик, да открой мне этот файл уже!!!") - оно есть и почти у всех. С компом, с игрушкой, с музыкальным инструментом или с оружием, с верой в домового или в бога, с "100 раз выпадала решка, значит, на 101-й выпадет орел - ему ведь тоже хочется".
Если отношение к чему-то из своих вещей как к одушевленному (или просто имеющему особый смысл, типа украшения-амулета, украшения-подарка-от-дорогого-человека) достаточно стабильно и постоянно - оно уже воспринимается как часть себя самого, значит, отрицание этого отношения - отрицание части себя, своей истории, своей личности.
Я годами верил, что мой плюшевый котенок - не-просто-так-котенок, а теперь выкидываю? Ну как это так?
Причем это свойство само по себе - ни разу не баг. То, что мы приписываем наличие психики окружающим людям (значит, можем более эффективно с ними общаться) - его частный случай.
То, что оно пошло в сторону именно игрушек... хм, мне кажется, что отчасти - из-за ненаигравшихся взрослых, которые стесняются признаться сами себе, что не наигрались. И начинается - детское восприятие, детская вера в чудо, ребенок же не может правда думать, что любимый котенок - просто кусок плюша и набивка?
2. "Я бы в детстве душу продала" - это немного другое "не наигрались", к одушевлению игрушки не относящееся. Это тоже эмоционально значимое для матери, часть ее самой - несбывшееся желание иметь ТАКОЕ. И - хоть так бы его реализовать, а у ребенка почему-то другие желания, отличающиеся от нее. Ну, офигеть теперь! Не ценит! - меня не ценит, то самое мое желание (а уж игрушка это, ненужные занятия в балетной школе или еще что угодно - дело десятое).
Ну как - с ними что-то было, а она говорит, что этого не было, зная, что оно было. Она отрекается от того, что любила. Это, как минимум, некрасиво. По поводу шизофрении - ну да, говорить правду часто бывает трудно. Как и провозглашать свои убеждения. Ты можешь поссориться с семьей или коллегами, а можешь даже сесть в тюрьму или умереть - если живешь в СССР или нацистской Германии. Но это же не значит, что правду не стоит говорить.
Со Сьюзен и Нарнией все логично - она от Нарнии отреклась, поэтому в нее и не попала. Хотя очень жестоко, конечно.
(И еще я ханжа и тоже не одобряю "краситься и мальчиков", лол).
В смысле подаренная защита? Ты имеешь в виду, что Крапивин так защищает детей от травли со стороны более "продвинутых" сверстников
Да.
Про травлю мне сложно говорить объективно, потому что меня почти не травили - я очень хорошо училась и давала списывать. Большинству было невыгодно вставать против меня)
Ага. Причудливый выверт получается - одновременно и обесценивание телесности, и представление о ней, как о замене всего сразу.
В тему викторианщины: знаешь этот прикол про то, почему беднягу Кэролла выставили педофилом?))
Опаньки... нет, а что было?
А где, например, такое есть? Я наверняка читал и смотрел, но не могу вспомнить названий.
Если навскидку, первым делом Раткевич вспоминается. Не помню, было ли у нее это хоть раз напрямую, но там просто сочетание анти-тлена
Раткевич - это вообще те еще "сказки для взрослых" )
Именно на тему юности-всей-из-себя-такой-прекрасной, а потом - опаньки, а взросление - это отнюдь не про тлен, пролетало, помнится, у Арчера. Хотя далеко не основной темой.
У Шумила, что взрослые, что юные персонажи - просто не из мира, где "детство все такое невинное и духовное, а взрослый мир - про предательство, разочарование и разрушение хрустальных замков".
Из книг постарше - Хайнлайн. Кстати, даже с темой именно взросления на первом плане, местами - "Туннель в небе" или "Марсианка Подкейн" )
Розов местами потоптался на теме саркализации чего бы то ни было, в том числе - детской безгрешности и высокодуховности. Причем позитивно и жизнеутверждающе потоптался, надо признать )
Список можно продолжать )
Тут какая засада... то, что мне вспоминается - там зачастую нет прямого спора с тем, о чем ты в посте написал. Оно в другой системе координат, где такая постановка проблемы взросления даже в голову не приходит. Или приходит - но далеко не как первоочередная.
Ой. Что-то я все о книжках да о книжках )
Вон, "Трасса-60" - прямо квинтэссенция того, что иногда хочется сказать на очередное всплывающее где-нибудь поблизости страдание "ах, этот серый унылый мир, ах, ты своим критическим взглядом рушишь мои хрустальные замки, вот бы мне было вечно семнадцать".
Я годами верил, что мой плюшевый котенок - не-просто-так-котенок, а теперь выкидываю? Ну как это так?
Штука в том, что со временем это меняется. Амулет уже не с таким трепетом воспринимается, котёнок перестаёт быть волшебным и живым. Мир вокруг расширяется, появляются новые значимые объекты. Детская вера, думается мне, находится на стыке описанной тобой веры. например, в домового, и одушевления предметов как свойства психики.
И начинается - детское восприятие, детская вера в чудо, ребенок же не может правда думать, что любимый котенок - просто кусок плюша и набивка?
О. А вот это очень интересная фраза. Ребёнок должен верить. Должен быть таким и таким. Если он не верит в живого плюшевого котёнка, он неправильный ребёнок. Если он интересуется компьютерами, а не парусами, он тоже неправильный. Поэтому и попытка пристыдить. Потому что в голове есть картина идеального ребёнка. Это не у самих взрослых авторов детское восприятие, а у детей, с их точки зрения, должно быть такое вот детское восприятие. А у кого нет, тот сам себе злобный баклан.
Да зачем далеко за примерами ходить, тот же Крапивин отличный, хотя и радикальный пример: человек создаёт и себе способ перенестись в детство через жизнь ребёнка, и способ смоделировать такую реальность вокруг себя: книгами ли, созданием ли "Каравеллы". Правильный ребёнок у него любит парусный спорт и не любит рукоделие. А родитель, который внушает ребёнку веру в Деда Мороза, поступает ровно так же с одним или, скажем, двумя своими детьми.
В этом контексте "Почему ты не радуешься игрушкам, которым радовался бы я?" - близкая этому тема. По сути, это вопрос "Почему ты не такой, как я, почему ты другой?".
Ага. Причудливый выверт получается - одновременно и обесценивание телесности, и представление о ней, как о замене всего сразу.
Если человек болезненно озабочен половой жизнью, то, конечно, она у него заменяет всё и везде ему мерещится)). А если у него адекватное к ней отношение, он не будет панику вокруг этого устраивать и покупать своему ребёнку антимастурбационные устройства.
В тему викторианщины: знаешь этот прикол про то, почему беднягу Кэролла выставили педофилом?))
Опаньки... нет, а что было?
У него было немало девочек (и несколько мальчиков), с которыми он общался вживую и переписывался. Эта дружба продолжалась долго, девочки становились девушками и даже взрослыми женщинами. Однако в ряде свидетельств от родни Кэролла и от самих девочек возраст подруг занижался. Смотришь по датам - ей в тот момент было 18, а она говорит - мне было лет 12. Для современников Кэролла это снимало флёр двусмысленности. Ведь общение холостого мужчины с восемнадцатилетней девушкой - это грешновато. А с девочкой можно, они же невинные!
А для наших современников его общение с двенадцатилетней девочкой - признак того, что он был педофилом. Кроме того, эти баги заставляют думать, что после пубертата он с теми девочками не дружил, интерес потерял. Ну точно педофил. Вот так изменившиеся представления о приличиях сделали беднягу Кэролла извращенцем, и, например, Сапковский даже описал его в своём рассказе по мотивам "Алисы в Стране Чудес" именно как педофила((.
Правда, я сейчас не дам ссылку на конкретную статью по этому поводу (она была хорошая, с ссылками, цитатами и списком использованной литературы). Но могу погуглить))
Спасибо за имена авторов! Да, Раткевичи очень в тему.
Кстати, внезапно Стивен Кинг в ту же струю. У него, правда, есть треш в обе стороны - и в жизни детей, и в жизни взрослых. Но дети и взрослые сильны и слабы по-своему, а взросление не ужасно.
Да, согласен насчёт спора. Просто эти авторы существуют в разных вселенных)).
Масонская ложечка, к тому же, учитывая христианские аллюзии, Сьюзан от веры в Бога отрекается, по сути. Типа, ха-ха, игры, суеверия, мне теперь верить неудобно, вот я и не буду.
Однако меня бомбит именно от увязывания этого в один клубок с "краситься и мальчики". Хочется спросить, что в этом плохого, но, наверное, не буду - потому что каждый за этими словами видит свою цепочку ассоциаций.
Я тоже давал списывать, и меня всё равно травили, лол ХD. Это реально вопрос того, считаешь ли ты такое поведение в отношении себя нормой или нет. Если у человека есть чувство собственного достоинства и сила противостоять, его будут принимать хоть каким странным. Если он втайне согласен с тем, что он чмошник - его будут травить, даже если он мега-правильный.
В норме - да. А потом спохватившийся взрослый со своим представлением о том, что взросление = тлен и ужас вдруг пугается: как это, ты ж всегда так любил этого котенка, когда это все успело резко поменяться?! И вместо того, чтоб присмотреться к детскому расширению границ, садится строчить книжку про обиженную игрушку. Ребёнок должен верить. Должен быть таким и таким.
Так выпьем же за адекватных взрослых и расширение границ )По сути, это вопрос "Почему ты не такой, как я, почему ты другой?".
Кстати, да...
Правда, я сейчас не дам ссылку на конкретную статью по этому поводу (она была хорошая, с ссылками, цитатами и списком использованной литературы). Но могу погуглить))
Если ссылка под руку подвернется - поделись, любопытно.
Забавный выверт получился... хорошо, что покойника уже не привлечешь ни за что )
Кстати, внезапно Стивен Кинг в ту же струю. У него, правда, есть треш в обе стороны - и в жизни детей, и в жизни взрослых. Но дети и взрослые сильны и слабы по-своему, а взросление не ужасно.
А вот у него мало чего читала, так сразу и не вспомнила бы.
Однако меня бомбит именно от увязывания этого в один клубок с "краситься и мальчики". Хочется спросить, что в этом плохого, но, наверное, не буду - потому что каждый за этими словами видит свою цепочку ассоциаций.
Это, понятное дело, очень субъективно. Но у меня четкое впечатление, что большинство людей БЕРЕТ И ГЛУПЕЕТ. Вот общаешься с человеком, обсуждаешь литературу, историю, смешные приколы, религию, политику, играешь в игры всякие. А потом РРРРРАЗ! - и человеку становится интересно обсуждать только мальчиков то, кто с кем встречается. Ну и шмотки и косметику, конечно. Плюс в присутствии тех самых мальчиков человек начинает глупо хихикать, говорить глупые вещи, головой эдак двигать, чтобы прическу показать. И человек на пару лет, считай, потерян. С ним скучно. Некоторые потеряны навсегда.
Ну или общаешься ты с компанией парней - футбол там, разговоры о фантастике, война с параллельным классом, обсуждение боевиков всяких, политика та же, история. И вдруг замечаешь, что кто-то смотрит на твою грудь. Очень часто. А кто-то вдруг дарит цветы и потом тебя стесняется и краснеет. А кто-то начинает обсуждать с тобой грудь одноклассниц и с кем можно "замутить". А кто-то говорит внезапно, что мы не можем общаться, потому что девушка его ревнует. А кто-то вдруг агрессивно интересуется, чего это ты не красишь ногти. ну и всё, уходишь из компании.
Сексуальный подтекст вообще очень мешает общению. Я очень ценю, когда его нет.
Справедливости ради, Льюис это, по-видимому, хорошо понимал, просто использовал детство как знак, делающий трансгрессию возможной. Иначе он бы с другими Инглингами не нашёл бы общего языка.
"История игрушек", на мой взгляд, немножко о другом: она использует этот самый топос брошенных игрушек, но сами три мульта все такие про дружбу, поиск идентичности, такие вещи. По сути дела, зритель будет больше с Вуди себя ассоциировать, чем с людьми. "Голубая стрела" у Джанни Родари тоже в принципе про такое: прикольно написать историю про игрушки, потому что сеттинг крутой, а как мотивироать, что они что-то делают - дело десятое.
Выпьем!
Я сейчас задолбанный немного, но, надеюсь, что не забуду поискать на выходных.
Про Кинга: навскидку "Салемс Лот" и "Оно" по этой теме прежде всего. Ещё "Доктор Сон" отличная вещь, где как раз главные герои - девочка и пожилой мужик)). Но вообще у него во многих книгах объёмная картинка с персонажами разных пола, возраста и положения, которая даёт эффект... нормальности бытия как ребёнком, так и взрослым, как мужчиной, так и женщиной и проч.
Himmelblau, давай, а что тебя у него волнует?)) Или с тобой поделиться моим баттхёртом?
Масонская ложечка, это, конечно, зависит от человека, базово умный человек и не поглупеет от этого. Но в целом это нормально для определённого возраста, потому что вдруг нахлынуло и очень волнует, и разобраться в этом хочется. И очень хорошо, когда есть возможность это обсудить с кем-то близким (я был её лишён, да и сейчас о такого рода своих переживаниях ни с кем особо поговорить не могу, возможно, поэтому я тут настолько терпим к юным долбоёбам)).
Что касается внезапной симпатии, которая тебе не в кассу, и агрессии — то логично, что симпатия не в кассу неприятна, а использование тупых стереотипов бесит. Но стереотипы не связаны с пубертатом, их могут и до успешно использовать. В детском саду дети тоже друг друга ими дразнят.
В целом я твою позицию понял. Такие вещи меня тоже раздражали когда-то, но я, к тому же, был тем ещё ханжой.) Сейчас я не считаю всё это чем-то ужасным, возможно, потому, что в кругу моего общения обсуждения отношений/внешности наличествуют в умеренном количестве, их как раз столько, насколько мне это интересно.
А почему не нашёл бы? Я не спец и просто думал, что Льюис отдаёт дань стереотипу своего времени.
Я где-то отмечал, что История игрушек много про что, и вообще хорошее кино). Просто привёл в пример как мультик, где есть подобная тема.
А так да, ты прав, распространённость этой темы с игрушками озадачивает. Я думаю, во многом дело в том, что для взрослых одушевление неживого предмета выглядит очень мистично и заставляет задуматься о совершенно чуждых ребёнку вещах. Ребёнок вообще очень просто и в прикольном смысле примитивно подходит к миру. Он может поиграть с куклой, а потом её разломать, и это не будет осознаваться как нежность или жестокость или предательство, просто игра. А может привязаться к игрушке. Взрослый человек не понимает, как это так, но впечатляется, и это даёт богатый материал для сторрителлинга. Направленного, что иронично, на детей, потому что кто ещё будет читать или смотреть про игрушки.
Ну, идиотом он не был, но вряд ли бы свободен от стереотипов своего времени.
Знаешь, меня жутко вынесло в своё время от расизма Честертона (один из его рассказов про патера Брауна со злобными отсталыми неграми-дикарями). Как так, такой прекрасный человек и писатель думал такое. А потом пришлось вспомнить даты его жизни и то, что у нас впервые чёрная девочка в школу для белых в шестидесятые пошла...
А уж как меня возмущал финал "Укрощения строптивой" в своё время, ооо!
А так да, ты прав, распространённость этой темы с игрушками озадачивает. Я думаю, во многом дело в том, что для взрослых одушевление неживого предмета выглядит очень мистично и заставляет задуматься о совершенно чуждых ребёнку вещах.
Да, взрослые вообще любят понапихать странного в детские произведения. Особенно классно, когда это пошлые шутки, так что лучше уж живые игрушки, но всё же))
вам очень повезло с одноклассниками, я впервые встретила в одной аудитории с собой людей, с которыми есть, о чём поговорить, только когда поступила в универ
Аналогично, кстати, только у меня такие появились в колледже, а первом вузе как раз их ни черта не было)).
Мне интересно говорить об отношениях, когда человек... зрелый, что ли. Когда ему есть, что сказать. А в 13 лет ему обычно сказать еще нечего в этом плане. Это нормально, но слушать про все эти техники поцелуев и кто кого домой провожает скучно ужасно, имхо.
Во, а еще люди именно в подростковом возрасте начинают говорить ни о чем - вроде обмениваются фразами, а нового ничего не сообщают. Взрослые часто так делают, а дети очень редко.
А так я, может, циничный какой-то человек, но я правда не встречала ни одного человека, кто был бы в детстве интересен, а потом - нет. Со сверстниками как-то всё плохо было за редкими исключениями, но это сложности характера и слишком обильное чтение, наверно. Потом постоянно контактируешь с детьми родственников, и это лютейшая скукота: повторяют что-то, что в мультиках увидели, своего не придумывают, хвастаются тебе постоянно, что у них есть, 6летняя девочка визжит хочет сумку как у мамы. Капец и безнадёга. Собственно, стали они подростками, и всё осталось точно так, только с ними теперь общаться не заставляют :Р
Поэтому весьма интересно слышать про опыт, в котором пубертат как-то изменил людей в худшую сторону. У меня в школе все обсуждали сериалы и знаменитостей. Я была не в теме. Когда добавились техники поцелуев, это толком не изменило ничего
Ну да Frakka выше сказала о том же))
Ещё б тебе не скучно было! Взрослому это скучно, потому что он взрослый. Вообще большинство подростковых разговоров будут взрослым скучны, даже если это разговоры о литературе. Потому что для подростка это открытие мирового масштаба. а взрослому давно известно. Помню, как меня так натыкали на одном форуме - кстати, будете смеяться, но то был зелёный форум Камши.)) Я в свои четырнадцать бегал по всем интересным мне темам с воплями, что а вот оно как всё было!!! Так вот что Гоголь хотел сказать повестью "Нос"!!! И я такой не один, просто предпочту привести в пример себя, чтобы не стоять в белом пальто.
А что до скуки самих подростков, то, насколько я понимаю, мы оба с тобой были, что называется "умными Машами". Таким подросткам тем более скучно обсуждать отношеньки, потому что либо они до них не доросли, либо романтичны и не приемлют сальные шуточки и проч., и при этом заточены на интеллектуальную деятельность. Короче, это определённый тип характера и вариант взросления.
Я тоже не имел такого опыта, что вот человек был ок, а потом вдруг стал только про мальчиков говорить. У меня была такая знакомая, но с ней можно было ещё фэнтези обсудить, в мафию поиграть, словом, что-то ещё в человеке всегда содержится.
Frakka, А так я, может, циничный какой-то человек, но я правда не встречала ни одного человека, кто был бы в детстве интересен, а потом - нет. Со сверстниками как-то всё плохо было за редкими исключениями, но это сложности характера и слишком обильное чтение, наверно. Потом постоянно контактируешь с детьми родственников, и это лютейшая скукота: повторяют что-то, что в мультиках увидели, своего не придумывают, хвастаются тебе постоянно, что у них есть, 6летняя девочка визжит хочет сумку как у мамы. Капец и безнадёга. Собственно, стали они подростками, и всё осталось точно так, только с ними теперь общаться не заставляют :Р
Угу. Вот именно.
Помню, наблюдал я одновременно большую тусу детей, и там с одними было очень интересно (хотя я был в ту пору давно подростком и присматривал за ними), другие просто были милые, третьи вызывали неприязнь, а двое человек были просто отвратительны. Люди как люди, только мелкие ещё.
Есть, правда, вариант, когда ребёнок может стать менее интересным: если с ним случилась травма. Родители там загнобили, отбили охоту к любимому делу и проч. Но и взрослый, если его хорошо попинать, станет каким-то унылым)).
А техники поцелуев я бы обсудил
Да, полностью отказываться от своего прошлого глупо. Не очень полезно делать вид, что чего-то в твоей жизни не было. Но в таких произведениях речь не о демонстративном отказе "Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю", а об уходе от старых увлечений самом по себе. Как будто потеря интереса к игрушкам сама по себе предательство.